Журналист может работать и в студии, но базой всё-таки является так называемая «работа в поле». Как правило, работа журналиста начинается с получения задания от редактора или утверждения редактором его идеи. Часто это происходит на планёрке, где обсуждаются актуальные события дня. Журналисту выдают тему, контактные данные людей, которые могут помочь (например, организаторов мероприятия), могут быть обозначены ключевые вопросы, которые нужно раскрыть. Иногда это происходит стихийно и задача поступает внезапно, если происходит что-то срочное — от природного катаклизма до громкого происшествия. В таких случаях важна готовность быстро собраться, взять оборудование и выехать на место.
Уже отправляясь на место событий журналист может прикинуть что им нужно снять и что ему нужно сказать перед камерой, а что-то пойдет закадровым текстом и можно будет это написать и озвучить уже в редакции. Говоря языком теоретических книг, на месте событий журналист работает как связующее звено между происходящим и аудиторией. Он оценивает обстановку, ищет героев для небольших интервью, записывает стендап (это короткое выступление журналиста перед камерой, в котором он кратко рассказывает о происходящем, может объяснить контекст события или подводит итог своего репортажа).
Вернувшись в редакцию, журналист продолжает работу. Сначала он пишет закадровый текст, связывающий отснятые материалы в логичную историю. Затем записывает его в студии или в импровизированных условиях. Работа с монтажером — тоже важный этап. Как правило, журналист подсказывает, какие кадры выбрать, где использовать синхроны (комментарии очевидцев, экспертов или участников мероприятия). Не забывайте, журналист – важное звено телевизионного сюжета, он лицо телеканала, но только слаженная работа в команде превращает сырые материалы в готовый сюжет, который идет в эфир.
Мы считаем, что ТВ-журналисту приходится тяжелее, чем его пишущим коллегам из газет и интернет-порталов. Он должен сразу грамотно отработать на месте, потом у него не будет возможности доснять материал. На месте событий часто что-то идет не по плану, но журналист как солдат на фронте отрабатывает свою задачу. Дует шквальный ветер или кричат футбольные фанаты – он всё равно должен записать стендап. Организаторы не хотят давать комментарии, тогда нужно найти хотя бы зрителя, который готов это сделать. Плюс собрать и записать информацию, которая пойдет в закадровый текст – подробности, цифры, имена и должности.