Фейковые новости — это новости-подделки, неправда. В самом примиивном виде их иногда рассылают в соцсетях и мессенджерах, это всевозможные сообщения про зараженные бананы, маньяков-педофилов и прочее. Но фейки встречаются и в СМИ, и на обычных сайтах, и как публикации в пабликах в соцсетях.
Проблема обостряется тем, что журналисты, блогеры и другие создатели контента соревнуются друг с другом в скорости передачи информации. Чем быстрее, тем лучше. Если в числе первых сообщили о чем-то, то гарантированы «охваты», популярность, подписчики и, следовательно, деньги (от рекламодателей, за просмотры в некоторых соцсетях). СМИ тоже стараются действовать как можно быстрее и участвуют в этой гонке. В этих условиях тщательно проверить информацию сложно и порой публикуются фейки, даже без злого умысла, просто из-за ошибки и слабого фактчекинга (проверки информации).
Фейковые новости могут выглядеть очень убедительно. Создатели таких лже-новостей копируют стиль новостных изданий, ссылаются якобы на надежные источники, могут процитировать известного человека. Фейковые новости могут нести реальную угрозу как для обычного человека, так и для общества вцелом.
Как минимум, это подрыв доверия к медиа. Столкнувшись несколько раз с фейками, люди меньше доверяют разным источникам информации, в том числе журналистам и СМИ. Люди могут принимать неправительные решения, став жертвой дезинформации. Выбор способа лечения, за кого отдать голос на выборах или даже отдавать ли своих детей в летний лагерь — на всё, на каждый момент нашей жизни и на принятие наших решений могут негативно влиять фейки. Фейковые новости могут даже стать причиной межнациональных конфликтов и ненависти.
Обычные люди, а журналисты тем более, должны проверять информацию. Во-первых, лучше читать и смотреть надежные СМИ. В них ошибки маловероятны. А если информация из другого источника (переслал знакомый, мализвестный сайт и т.д.), то надо перепроверять. Особенно если новость шокирующая, тревожная, сомнительная. Самый простой способ проверки — вбить поисковый запрос в Гугл или Яндекс. Например, «теракт Санкт-Петербург». СМИ работают очень быстро. Поверьте, если что-то плохое произошло, то об этом уже сообщили несколько средтсв массовой информации.
Сенсационные заголовки — еще один «красный флажок», намекающий на фейк. Умер известный актер, взорвали ядерную бомбу, маньяк похитил 10 учеников и подобное — это уже жирный намек на подделку.
Важные события всегда освещаются во многих источниках. Если об этом сообщает только один сайт, то это повод усомниться. Итак, еще один момент, на который стоит обратить внимание — о произошедшем должны сообщать несколько надежных источников.
Проверяя информацию, находя другие источники, которые об этом сообщают, обращайте внимание на дату публикации. Иногда старые новости выдают за свежие. Допустим, 5 лет назад какой-нибудь преступник действительно напал на студенток в городском парке. И вдруг начинают распронять фейк об этом, как будто это произошло вчера.
И, пожалуй, самое важное — развивайте у себя критическое мышление. Это такое мышление, когда ничто просто так не берется на веру, всё ставится под сомнение, всё перепроверяется. Как в той шутке: «Если мама сказала тебе, что любит тебя, перепроверь эту информацию в другом источнике». Это, конечно, шутка, но в других случаях надо, действительно, думать примерно так. Кстати, это поможет во многих сферах жизни. Выбор спутника жизни, поиск работы, даже дружба или выбор лекарства/врача — всё надо проверять, уточнять, ставить под сомнение.
В этом плане очень хорошо поучиться основам журналистики, критическое мышление в этом случае здорово тренируется. Можете обратить внимание на наши курсы, вся информация о них есть на главной странице этого сайта. А вообще надо вводить в привычку сомневаться, задавать вопросы, перепроверять, так человек становится заметно умнее.
Например, наш тренер рассказывает, что периодически объясняет родственникам, что та или иная информация поддельная. Мама сообщает ему о чем-то шокирующем, что прочитала в интернете. Он вбивает в поисковик, смотрит разные источники, смотрит где впервые опубликована новость. И объясняет ей почему это примитивная, дешевая подделка.