Ученица наших онлайн-курсов Анна Мосина задала очень хорошие вопросы, на которые мы отвечаем. Кстати, записаться на онлайн-курс «Фотожурналистика» можно по этой ссылке.
1. Иногда фотожурналисты все-таки используют режиссуру кадров. Это касается в первую очередь портретных съемок известных личностей после мероприятий, либо во время документирования. Насколько допустимы все-таки срежиссированные постановки?
Лучше отображать происходящее без вмешательства. Например, сфотографировать со стороны награждение участников соревнования, уборку в ходе субботника или слезы радости на глазах спортсмена. Но если речь идет о портретной съемке, то можно попросить героя «встать вон там» или «сесть вот тут». Нельзя обманывать зрителя, читателя. Но если обмана нет, то можно немного и «порежессировать». Мне проще привести пример из личной практики. Нахожусь на какой-то конференции или конгрессе, посвященном креативным технологиям. И там в одной из секций сидят дети, которые нарисовали чудесные картины. Еще краски не высохли, а меня в этот момент там не было. Я: «ребята, девочки, я — журналист, мне нужно сделать фотографии. Возьмите, пожалуйста, кисти в руки, встаньте к своим полотнам». Сделал фотографии, всё хорошо, никакого обмана нет, они же рисовали пять минут назад.
2. Иногда даже на мероприятиях или событиях люди закрываются от кадров, руки к лицу или отворачиваются. Вот я столкнулась на стрит-съемке с этим моментом, а журналисты в работе сталкиваются периодически. Однако иногда фотожурналистам все-таки нужно получить кадры с нужным персонажем, то существуют ли какие-то приемы как уговорить человека не закрываться, раскрыться, чтобы он согласился на фото и это не выглядело постановочно?
Если закрываются, то не надо фотографировать их. Я против какого-либо насилия и принуждения. В редких случаях можно пойти против воли, если это, например, сотрудник полиции в ходе какого-то инцидента. На официальных мероприятиях чиновники понимают что их должны фотографировать и не уклоняются от этого. Каких-то хитрых приемов подсказать не могу. Действую по обстановке. Например, круглый стол или пресс-конференция. Спикеров фотографирую много и с удовольствием, эти не отвертятся. А обычных участников ненавязчиво фотографирую, общим планом. Если кого-то фотографирую персонально, то не делаю это демонстративно. Просто поднял фотоаппарат, щелк и без контакта глаз с этим человеком фотографирую дальше что-то другое.
3. У каждого фотожурналиста свой стиль. При этом фотоистории они делают годами и иногда выставляются в фотогалереях. Вопрос в последнем, стоит ли посещать фотовыставки начинающим журналистам, чтобы вживую своими глазами увидеть фотоприемы и почерпнуть для себя что-то интересное. Если да, то кого бы вы порекомендовали особенно.
Конечно, можно и нужно посещать фотовыставки. Но проще посмотреть фотографии того или иного фотожурналиста в интернете. У меня нет каких-то кумиров. Те фотожурналисты, которые упоминаются в наших уроках, делают интересные фотографии. Но они все немножко фанатики. Объясню что я имею ввиду. Сомелье познал какой-то особый, невероятный, безумный смысл в винах и ароматах. Для обычных людей вино оно и есть вино, а для меня это вообще жидкость с этиловым спиртом в составе. Так и многие фотожурналисты всматриваются, прищурив глаз, в свои работы и работы коллег. На самом деле средствам массовой информации нужны просто хорошие журналистские фотографии. Уверен, что у вас получится сделать такие.
4. Очень зацепила мысль из книги по фотожурналистике, что сейчас укомплектованность фотографов потрясающая, а вот с тематикой фотографии стало сложно. Т.е. многие фотожурналисты снимают на автомате получается, не вкладывая душу, оттого и фотографии не цепляют взгляд читателей. Я с точки зрения читателя вот когда смотрю некоторые фотографии к новостям, даже бывает к ДТП, то они какие-то все пустые как бы. Получается тенденция такая что ли и качество фото все-таки страдает. Или я не права?
Когда журналист начинающий пишет, порой он каждую статейку рождает в муках и с озарениями, с горящими глазами и т.д. Проходят годы и он понимает, что надо просто качественно написать текст и получить за него, скажем, 3 тысячи рублей. Я не считаю что это плохо. Журналистика и фотожурналистика — это ремесло, это не стихи писать, это больше про то как сделать работу качественно, быстро и легко. Если делаешь это 10 лет, то это отлично получается.
5. Многие фотожурналисты современные просто приносят фото в редакцию и в дальнейшем не участвуют в том, чтобы выбирать кадры для печати. Однако иногда это приводит к казусам. Все-таки мнение журналиста редакции важно учитывать и приглашать его к выбору или нет?
В зависимости от редакции, от уровня редакции. Если это крутая редакция и они торопятся публиковать всё быстро, то фотожурналист прямо с мероприятия передает сотню фотографий, доверяя выбор редакции. Если это маленькая газета и фотографии они ждут «к четвергу», то фотожурналист сам отбирает наиболее подходящие кадры. Всё индивидуально. С одной стороны хорошо когда это делает фотожурналист, с другой стороны редактор может считать, что он это делает лучше.
6. Я буду делать фоторепортаж и попробую на основе фотографий написать статью-лонгрид? Хотелось бы уточнить требования по написаю лонгридов, т.к. на разных сайтах разная информация. Нужны ваши рекомендации.
Да, сделать много фотографий и лонгрид — хорошая идея. По лонгриду: нужна одна тема, должен быть какой-то фокус, а не всё об этом и дальше больше. Перед началом сформулируйте для себя о чем лонгрид. Например: «границы закрыты, а люди не могут попасть к родственникам» или «дети так здорово проводят время в этом лагере». Разбивайте текст подзаголовками на части. Обязательно сделайте парочку фотографий крупным планом с героями, это очень хорошо смотрится. Объем — примерно 2-4 страницы печатного текста, больше не надо. Нужны подписи к фотографиям и просто текст статьи. Удачи!
На вопросы отвечал Сергей Барановский.