Фотография – неотъемлемая часть журналистики. Помимо существования отдельных жанров, таких как фоторепортаж или фотоочерк, для иллюстрации любого материала нужны качественные снимки. Благо современная техника позволяет корреспондентам делать качественные фотографии на телефоны. Обычно даже в смартфонах среднего ценового сегмента есть камера с достаточным разрешением. Для того, чтобы даже мобильные снимки выглядели профессионально, даже репортерам требуются знания основ фотографии. Начать изучение этого ремесла стоит с самых азов.
Сделаем небольшое отступление для обращения тренера нашей Школы журналистики Сергея Барановского: «Друзья, приглашаем вас пройти наш курс «Фотожурналистика«, в нём много полезной информации и будут практические задания. Комментируя фотографии участников, я пишу так: «Я журналист, работаю в СМИ уже почти 20 лет, но я не фотожурналист. Тем не менее, всё это время я фотографировал для СМИ и считаю себя довольно подготовленным человеком, медиаэкспертом. Всё что я скажу является просто моим мнением, я тоже могу ошибаться. Теперь перейдем к вашим фотографиям». Стараюсь подробно разбирать фотографии, сделанные нашими участникам и давать рекомендации. Жду вас!»
Продолжим. Для начала нужно разобраться, какие бывают фотографии. Черно-белая фотография – это первый вид снимков в истории. При этом несмотря на казалось бы устаревший вид фотографии, ЧБ-снимки не потеряли своей значимости и с появлением цифровых цветных фото. Для придания определенного художественного стиля часто цветные фотографии преобразуют в черно-белые. Существуют даже те фотографы, чья визитная карточка – черно-белые снимки. Многие считают такие снимки наиболее информативными, они позволяют более точно «прочитать» снимок.
Техника позволила создавать цветные фотографии в середине девятнадцатого века. Первый качественный снимок в 1861 году сделал Джеймс Максвелл с помощью метода цветоделения. Для создания такого снимка использовалось три фотокамеры с красным, зеленым и синем светофильтром. Далее создавалась проекция цветного снимка. А в 1873 году Герман Вильгельм Фогель открыл сенсибилизаторы, которые позволяли улучшить чувствительность серебряных соединений к лучам разной длины волны. Фотохимику удалось получить вещество, которое было чувствительно к зеленому спектру.
Далее свой вклад в развитие цветной фотографии внес ученик Фогеля Адольф Мите. Он создал сенсибилизаторы, которые позволяют сделать фотопластинку чувствительной и к остальным участкам спектра. Он же сконструировал и фотокамеру для трехцветных снимков, а также трех лучевой проектор для их показа. Впервые он применил эту технику в 1902 году в Германии.
На этом цепочка учеников не прервалась. Последователь уже Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский создал технологию уменьшения выдержки и увеличения возможности тиражирования снимков. Ученый в 1905 году создал технологию максимальной чувствительности к красно-оранжевому участку спектра, тем самым фактически превзойдя своего учителя.
Позже развитие цветных снимков начало набирать большие обороты. В 1907 году запатентовали метод цветных фотопластин «Автохром» братьев Люмьер. Это была значительно более простая технология, хотя и имела недостатки: вероятность выцветания снимков, их зернистость, хрупкость пластинок. До 1935 года количество их производства достигало около 50 миллионов штук.
Анна Коротченкова