Медиакратия — это власть СМИ и власть с помощью СМИ. Медиакратия и пропаганда идут рука об руку. В современном мире всё чаще богатые люди приходят к власти с помощью СМИ и журналистов, которые выступают в роли пропагандистов. Не редкость ситуация, когда толстосумы покупают СМИ и через них влияют на мировоззрение людей, а затем приходят к власти на свободных выборах.
На людей можно влиять. В теории, СМИ могли бы формировать у людей ответственное отношение к своему здоровью, просвещать, формировать нетерпимое отношение к преступлениям и коррупции, но на практике они скорее помогут прийти к власти тем, у кого есть большие деньги. Обвинять журналистов и собственников в СМИ в этом бесполезно и не нужно, они тоже зарабатывают деньги и стремятся к лучшей жизни, но порой переходят допустимую грань.
В книге Виталия Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» приводится в пример Италия и Сильвио Берлускони, который владея большой долей итальянского телевидения, пришел к власти и долгие годы оказывал сильное влияние на все политические и общественные процессы в стране. Власть, деньги и поддержка СМИ позволяли ему «выходить сухим из воды» даже в самых сомнительных ситуациях, таких как интимная связь с несовершеннолетними и обвинения в связях с мафией.
По словам Владимира Познера, которые он сказал в одном из своих выступлений перед студентами, именно с помощью медиакратии Борис Ельцин переизбрался на пост президента, несмотря на очень низкие рейтинги. По результатам соцопросов, за него было всего 10 процентов населения России, в то время как за Зюганова готовы были отдать свои голоса до 30 процентов россиян. Тогда российские олигархи, владеющие СМИ, собрались в Швейцарии и приняли решение не допустить к власти коммунистов. Была проведена мощная информационная компания, направленная на то, чтобы опустить рейтинги Зюганова и приподнять доверие к Ельцину. СМИ и журналисты-пропагандисты с этой задачей справились.
В той или иной степени медиакратия всегда была и будет в государстве. Другой вопрос в том, сколько свободы слова будет в стране; насколько медиаграмотными будут люди, чтобы отличать рекламу и пропаганду от настоящих журналистских материалов; будут ли общественные СМИ, существующие на деньги зрителей/читателей и независимые от государства и крупного бизнеса.