Анна Коротченкова
Первый репортаж такой же сложный, как и второй, и третий. Пока не набьёшь руку и не вникнешь в суть этого жанра. Но если знать некоторые правила, то есть все шансы зацепить читателя с первых строчек.
Многие начинающие репортёры пытаются уложить в материал всю информацию, предполагая, что репортаж — это пишу все, что вижу. Но читатель — натура избирательная и нужно постараться, чтобы заполучить его внимание, и уж тем более его удержать.
- 1 Идем туда, где не ступала нога читателя.
Чем недоступнее место, тем интереснее репортаж. Это могут быть дальние места, закрытые объекты, различные непубличные мероприятия. Журналист становится проводником, от которого зависит то, что увидит читатель его глазами.
Если нет определенного редакционного задания и нужно придумать идею самому, а ехать далеко бюджет издания не позволяет, нужно дать волю воображению.
Например, возьмите тему «легко ли поменять профессию», станьте на один день таксистом или продавцом в овощной лавке, описывайте все — обстановку, чувства, людей.
Внедритесь в непривычную социальную группу: проведите день в монастыре, или с байкерами.
Можно провести день в инвалидном кресле. Одно дело взять интервью у человека с ограниченными возможностями передвижения, а другое прочувствовать и описать все самому. Распишите маршрут заранее и расскажите в репортаже, с какими трудностями сталкивается колясочник в городе. Плюсом будет не только внимание читателей, но и привлечение властей к проблемам отсутствия необходимых удобств.
- 2 Законы драматургии работают и в технике репортажа.
У истории должна быть завязка, когда появляется некая проблема, развитие — герои пытаются решить задачу, кульминация — максимальное приближение к решению проблемы, и развязка — решилась задача успешно или нет. Если в репортаже центральное место занимает личность, а не место, то конфликт строится на противопоставлении желаний и возможностей героя. Что он хочет делать, но в силу обстоятельств не может. А может и наоборот, он не хочет и приходится выполнять.
- 3 Подключите все чувства к тому, чтобы добыть информацию и описать атмосферу: чем пахнет, что слышите, что наблюдаете.
Если вы находитесь на каком-то мероприятии или на месте событий, в зависимости от его тематики, опрашивайте не первых, кто согласился дать комментарий. Спрашивайте экспертов, свидетелей, которые наиболее громко отстаивают свою точку зрения. Найдите людей, чьи мнения расходятся и опрашивайте обе стороны, раскрывая конфликт истории.
- 4 Важные детали.
Молодые журналисты часто выбирают слишком очевидные и незначимые детали. Например: он стоял и курил сигарету. Это будет важно, если у этого мужчины серьезное заболевание легких, или на крайний случай, в этом месте очевидно курить нельзя, а он бунтарь эдакий бросил вызов и нарушил правила.
Отличный пример привёл американский медиаэксперт и тренер Рой-Петер Кларк:
Журналист приехал к маме одной из возможных жертв серийного маньяка. Несколько лет назад девушка бесследно исчезла. Он обратил внимание на деталь, которая олицетворяла всю боль матери: он увидел, что выключатель освещения заклеен скотчем – чтобы свет невозможно было выключить. Мать не выключала его, когда ждала дочь после прогулки. В этой истории он символизировал вечный огонь.
Не объясняйте читателю прямо, что означает деталь. Включите описание увиденного в описание чувств персонажа. Раскрывайте их так, чтобы читатель сам догадался и сделал вывод.