1.Всегда будьте готовы подтвердить фактами сказанное в статье. Мы не можем просто назвать человека вором, нам нужно иметь под рукой постановление суда о том, что он признан виновным в воровстве. Или хотя бы пресс-релиз из прокуратуры, где об этом говорится. Всё сказанное в журналистком материале должно быть подтверждено при необходимости. Стоит вам покритиковать кого-то или что-то, как тут же найдутся те, кто захочет подать на вас в суд. Вы должны быть застрахованы от неприятностей, а для этого вы должны при необходимости подтвердить все факты, о которых говорится в вашей статье.
2.Никогда не верьте информации без доказательств, перепроверяйте информацию. Сколько раз приходили в редакцию честные с виду люди и говорили неправду! А как изысканно нам врут пресс-службы… Перепроверяйте всю важную информацию. Уберите свои эмоции, не надо бросаться на помощь первому встречному, не взвесив всю информацию и не перепроверив её. Автор этих строк «бодался» с полицейскими чиновниками, защищая, как ему казалось, невиновных, а потом узнавал что они рецидивисты. Даже миловидная бабушка, говорящая о произволе полиции, может оказаться наркокурьером. Снимите «розовые очки», будьте умными и перепроверяйте информацию.
3.Дайте слово всем участникам конфликта/ситуации. Минимум два разных мнения. Вы пишете о какой-то проблеме, никогда не ограничивайтесь изложением только одного мнения. Даже обвиняемый в преступлении имеет право на изложение своей позиции. Не решайте за читателя, пусть читатель сам сделает вывод. Журналист как зеркало отражает события и передает комментарии, окончательные выводы всегда за читатателем/зрителем/радиослушателем.
4. Текст должен отвечать на вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? как? Иногда можно обойтись ответами на самые главные из этих вопросов, иногда нудно добавить еще вопросы и ответы на них. Новички в журналистике многое не понимают. То что для работника СМИ с опытом лежит на поверхности, то для них — открытие. Одно из них — расскажите подробнее о том, о чем вы пишете. Рассказываете о концерте, так сообщите кто организует, кто выступает, сколько людей пришло, как воспринимали это творчество зрители и так далее. Дайте ответы на эти вопросы, дайте подробности.
5. Пишите просто и понятно, не надо пытаться писать умно и сложно. Я неедавно пересматривал свои первые статьи, написанные в далеком 2004 году. Это же научная работа, не меньше! Видно, что хотел произвести впечатление, а не на человеческом языке рассказать людям о событии. Пишите проще. Пусть не самые умные люди скажут, что этот журналист не умный, мы то знаем почему мы так пишем. Мы пишем чтобы всем было всё понятно — и школьнику, и преподавателю, и чиновнику, и бабушке-соседке. Здесь нужно уточнить: если издание профильное (например, для физиков-ядерщиков или для преподавателей вузов), то не обязательно писать просто, главное чтобы было понятно вашей аудитории.
6. Учитесь придумывать интересные заголовки. Заголовок — это как обложка книги, как кольца новобрачных, как имя человека — это очень важно. На сайте есть несколько статей о том как придумывать заголовки, например эта.
7.Всегда ссылайтесь на источник информации. У каждой информации должен быть указан источник. Наример, кто вам сообщил об открывшемся детском садике? Пресс-служба администрации города. Откуда вы узнали о планах строительства других дошкольных учреждений? От замминистра такого-то. Так сообщите читателю об этом. Он должен видеть, что это не домыслы журналиста и не слухи, а информация от такого-то человека или организации.
8. Ведите свою базу данных людей. Сколько нервов потрачено и возможностей упущено из-за того, что я стал вести такую базу не сразу. Журналист обрастает новыми занкомствами, но порой эти связи «утекают в песок». Записывайте в отдельном файле или в блокноте имя, должность, телефон и другие данные людей. Вам очень-очень пригодятся все эти чиновники, юристы, психологи, учителя и другие люди.
9. Ищите новые возможности и ресурсы — гранты, конкурсы, командировки, обучение и т.д. Современный мир очень открыт, в нем много возможностей, особенно для молодых людей. Ищите и найдете в интернете много возможностей для себя. Для многих моих коллег это часть жизни — все эти поездки за границу, семинары, гранты на подготовку статей и т.д.
Друзья, спасибо за всё! Читайте, задавайте вопросы, комментируйте.