Политическая жизнь
Объективность (а также сбалансированность) информации особенно важна во время выборов. Освещению событий в этот период нужно уделять особое внимание. Редакторы должны делать все возможное, чтобы во время избирательной кампании информация была разносторонней и правдивой.
Влияние коммерческих интересов
Редакции, придерживающиеся жестких этических принципов, стараются отгородиться от влияния своих владельцев, спонсоров и рекламодателей. Если ваш теле-радио канал во главу угла ставит интересы общества, то вам придется до конца оставаться верными своей аудитории, даже если это будет не нравиться тем, кто финансирует вашу компанию.
Принципы подвергаются сомнению
Необходимо признать, что концепция беспристрастности в западных СМИ все чаще ставится под вопрос.
Редакционные стандарты достоверности информации
Точность: «Лучше быть вторым, но сообщить правду, чем быть первым и сообщить неправду…» Если вы хотите быть надежным и заслуживающим доверия источником информации, вам необходимо быть точным. Ошибки откладываются в памяти аудитории. Если неточности повторяются, аудитория будет подозрительно относиться к последующим сообщениям вне зависимости от их истинности. Кроме того, ошибки могут дорого стоить. Очень дорого. Люди, которые посчитают, что вы нанесли им ущерб, исказив факты, наверняка будут искать удовлетворения своих претензий в суде, где к ним отнесутся с пониманием.
Поговорите с теми, кто был на месте событий. Самая надежная информация поступает от ваших собственных коллег, которые рассказывают о том, что они сами слышали или видели. Конечно, это не всегда возможно. Часто нам приходится писать репортажи, основанные на сведениях, поступивших от других людей. Лучше всего использовать информацию, полученную из «первых рук», например, от очевидцев – людей, которые лично присутствовали на месте событий. Однако имейте в виду, что непрофессионалы обычно плохо запоминают факты и подробности.
В стрессовой ситуации, например, во время стихийного бедствия или ограбления, они тем более могут что-то перепутать. Помните также, что у некоторых людей есть основания для того, чтобы дать вам ложную информацию. Во время конфликтов или бедствий люди зачастую стараются представить события так, чтобы выгородить себя. Вы не должны полагаться на единственный источник. Достоверность любого события должна быть подтверждена как минимум из двух независимых источников информации. В зависимости от ситуации в вашем регионе вы можете считать, что информацию, поступающую из официальных источников, например милиции или правительственных органов, можно использовать без дополнительной проверки.
Называйте источник информации. Всегда называйте источник информации, если это возможно. Этот процесс называется ссылкой на источник информации или «атрибуцией» (есть такой термин в англоязычной журналистике). Указание источника необходимо, чтобы мнение или слух не выглядели как факт. Это своеобразный знак предупреждения для аудитории. Читатель, слушатель или зритель должен сам решить, верить данному сообщению или нет.
Оценивайте точность информации агентств. Надежность информации агентств может зависеть от самого агентства, бюро или корреспондента. Со временем вы научитесь распознавать репортажи, заслуживающие доверия.
Не повторяйте старых ошибок. Следует быть осторожными и при использовании информации из собственных архивных папок или подшивок, особенно если это материалы других медиа-организаций. Как удостовериться в их правдивости? Кроме того, старайтесь не добавлять новых ошибок в старую информацию. Такая опасность существует при переписывании сообщения или при составлении компиляции из разных источников.
Будьте внимательны к деталям. Проверьте и перепроверьте имена, должности, даты, орфографию, названия и цифры. Что в действительности было сказано? Показ одного человека вместо другого – обычный повод для жалоб. Если Ивана Иванова обвиняют в коррупции, а вы показали фотографию другого Ивана Иванова, то тот Иванов, который тут не при чем, имеет полное право подать на вас в суд за клевету, потому что его друзья и коллеги могут подумать, что он коррупционер, и отвернуться от него. Удостоверьтесь, что вы не выдергиваете заявление из контекста. Точно ли высказывания отражают взгляды интервьюируемого? Не искажаете ли вы его мнение и не переставляете ли акценты, заменяя слова?
Произносите правильно. Авторы текстов могут помочь ведущему, расставив ударения в сложных или необычных словах. Когда произошла ошибка. Ошибки иногда случаются. То, как вы поступаете с ними, не менее важно, чем само написание сюжета. Исправления следует делать как можно скорее, лучше всего в той же передаче, где была допущена ошибка. Своевременное исправление серьезной ошибки (или неточности) может предотвратить огромный ущерб и снизить риск судебного разбирательства. Однако если существует угроза преследования по закону, лучше проконсультироваться с юристом прежде, чем вносить исправления. При исправлении вы рискуете привлечь внимание к самой ошибке, и она может распространиться на более широкую аудиторию. Некоторые телерадиокомпании предпочитают передавать исправление в то же время или в том же месте сетки передач, где была сделана ошибка, чтобы как можно большее количество людей, слышавших ошибочное сообщение, услышали правильный вариант