Стандарт материалов для информационного агентства (ИА)

журналистика информационное агентство

Материалы информационного агентства — классика журналистики: кратко, четко и только по существу

1. Примерный технический стандарт:

Размер информации – как можно короче, исходя из принципа лаконичности. Основная масса информации может быть передана текстом, размер которого не превышает 20 предложений из 6-10 слов. Для развернутых информаций, с важными пояснительными отклонениями возможно использование текстов большего размера.

Шрифт основного текста – таймс, 12 кегль, отступ первой строки – 1 см. Текст выровнен по левому краю. Межстрочный интервал – одинарный.

Шрифт заголовка – таймс, 12 кегль, полужирный. Межстрочный интервал – одинарный. Отступа нет. Текст выровнен по левому краю. Заголовок пишется без точки в конце предложения.

Выходные данные – указываются в первой строке перед лидом. Происхождение информации по местоположению журналиста ее подготовившую; дата с указанием числа и месяца; название информационного агентства; тире.

Например:

Москва. 12 сентября. ИнформRU – текст текст текст .

2. Примерный литературный стандарт:

Лид – основная суть материала. Прочитав лид, читатель должен понять основную мысль информации. Лид может состоять из 1-3 предложений в зависимости от степени сложности материала. В лиде должен быть указан источник информации. Также лид может содержать время (дату) получения информации.

Основные трудности у журналистов вызывает написание именно лида. Для выделения главного помогает следующий прием. Представьте, что вы должны как можно быстрее передать некую информацию человеку, стоящему на вершине высокого холма. Бежать в гору трудно, поэтому, когда вы подбегаете к человеку, у вас уже не остается сил говорить все. Поэтому Вы невольно отсечете все лишнее и сообщите только самую суть, самую важную часть информации. Лишь передохнув, расскажете все остальное. То, что вы сообщите в первую очередь, является лидом.

Лид строится по принципу – подлежащее, затем сказуемое (имя существительное, затем глагол). Например: «Ваня съел кашу», но не «Кашу съел Ваня» или «Съел кашу Ваня». Или правильный вариант: «Мама помыла раму»).

Заголовок – как правило, сокращенный вариант первого (иногда и второго) предложения лида. Если заголовок состоит из двух предложений, он разделяется точкой с запятой.

Текст информации – строится по принципу «перевернутой пирамиды», то есть наиболее важное в сообщении выноситься вверх, в начало текста, менее важно – вниз, в конец. В этом случае у редактора появляется возможность сокращения размера материала в интересах лаконичности, отрезая «хвосты».

В основном в материале должны использоваться простые предложения, как наиболее легкие для восприятия. В среднем в таком предложении должно быть 5-7 слов.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения более трудны для восприятия, поэтому желательно их не использовать или применять реже.

Один абзац должен нести одну мысль. Поэтому, абзац может состоять из 1-5 предложений.

Если материал передает информацию о развивающемся событии, то желательно использовать «бэк» (бэкграунд) — выжимку из материала, опубликованного ранее, который несет в себе часть информации о начале или развитии события ранее.

Для пояснения деталей в теле сообщения может использоваться справка. Справка – это информация о данном событии, человеке, должностном лице, предприятии или организации, которая несет в себе важные детали, необходимые для более полного представления о происходящем событии.

Сокращения. Для удобства восприятия текста и уменьшения размера передаваемого материла в информационном агентстве принято использовать сокращения и аббревиатуры наиболее часто используемых числовых выражений, а также названий госорганов, предприятий и организаций, их форм организации.

Источник информации – человек, чье мнение является авторитетным, должностное лицо, предприятие, общественная организация, государственный орган, пресс-служба (служба по связям с общественностью). В случае если распространяемая информация важна, но ее источник не желает афишироваться, то журналист информационного агентства вправе указать, что источник «пожелал остаться неизвестным», но должен сообщить его имя главному редактору ИА (если это не подвергает опасности источник информации).

Имя человека – указывается в соответствии с правилами русского языка: «Имя (затем) Фамилия». Но без указания отчества. Указание отчества возможно при подготовке информации-представления о каком либо лице, например, при назначении его на должность, представлении к награде, сообщении о смерти. То есть тогда, когда идет речь о данном конкретном человеке. Либо в прямой речи, когда одно лицо говорит о другом.

Имя полностью указывается при первом упоминании данного лица. Во втором и последующих упоминаниях в некоторых информационных агентствах указывается инициал имени и фамилия полностью (И.Фамилия).

Исключение – китайские и вьетнамские имена и фамилии указываются полностью.

Объективность – достигается не за счет представления в одном материале мнения двух разных лиц, а за счет предоставления возможности выступить через информагентство сначала одному лицу, затем его оппоненту в другом материале. Поэтому для ИА желательно использование в одном материале мнения одного лица (стороны). Это позволяет использовать принцип «спирали», когда оппоненты подталкивают друг друга, заставляя процесс протекать более интенсивно.

Адекватность – соответствие информации действительности.

Важность – качество информации, позволяющая определить необходимость публикации данного сообщения.

Оперативность – ценность информации определяется ее новизной. Соответственно, материал должен дойти до подписчика как можно скорее. Временные рамки обработки информации составляют от 2-3 минут до 2-3 часов. Информация, полученная через несколько дней после произошедшего события, либо переданная после других СМИ ценности не имеет.

Виды материалов для информационного агентства

  • Обычное сообщение
  • Сообщение с дополнением
  • Молния – срочное сообщение, требующее немедленной рассылки. Обычно предваряет обычное сообщение большой степени важности. (Молния оформляется 1-2 предложениями, набранными заглавными буквами.)
  • Интервью
  • Аналитический материал