Эта история началась в 1952 году, когда в Москву приехал работать в американском посольстве на должности помощника военного атташе майор армии США Мартин Манхофф.
Два года он увлеченно фотографировал и снимал видео Москвы и других советских городов, делал записи, в том числе писал о своих наблюдениях в личных письмах. Его взгляд на СССР в цветных фотографиях и переписке — это не пропагандистская точка зрения, не попытка выставить советский строй в каком-то неприглядном свете, а честный взгляд, попытка отразить как жили советские люди в те послевоенные годы.
В 1954 году Манхоффа выслали из СССР, обвинив в шпионаже. Ранее с подобными обвинениями из США была выслана группа советских дипломатов. Все эти фотографии и видео пылились на полке в доме семьи Манхоффов более 60 лет. Возможно, их смотрели время от времени сам Мартин Манхофф и члены его семьи.
И вот в 2017 году архиф Манхоффа был найден и СМИ громко о нем заявили.
Да, это действительно уникальные фотографии. В цвете то далекое время воспринимаешь иначе, понимаешь что тогда жили такие же люди как мы — они любили, работали, воспитывали своих детей. И только был другой строй, другой режим, другая идеология.
После публикации архива Манхоффа мир буквально по-новому взглянул на послевоенный Советский Союз. Его фотографии — не постановочные, не сделанные на показ. Это кадры повседневной жизни: дети, играющие во дворе, уставшие пассажиры в трамвае, уличные торговцы, зимние улицы, свадебные процессии и офицеры в шинелях. Всё снято с интересом, но без надменности или иронии — будто глазами туриста, которому действительно важно понять, как живёт незнакомая страна.
Особенно сильное впечатление производят видеозаписи. На них — движение, жесты, выражения лиц. Это не просто история, застывшая в архиве, а настоящий живой документ, который словно возвращает нас в прошлое. Люди на этих кадрах давно ушли, но благодаря Манхоффу их можно увидеть такими, какими они были на самом деле.
Сегодня архив Манхоффа стал частью культурного наследия. Он активно используется в выставках, документальных фильмах, научных исследованиях. Эти материалы открывают окно в тот период, о котором нам часто рассказывали лишь с одной стороны. И это окно показывает, что история — сложнее и многограннее, чем официальные нарративы.
Фотоархив Мартина Манхоффа — не просто набор изображений. Это взгляд извне, спокойный и честный. Это напоминание о том, что история — это всегда, в первую очередь, судьбы обычных людей.