Анна Коротченкова
Интервью многие считают наиболее сложным жанром журналистики. И это вполне обосновано. Если новости по шаблону может научиться писать практически любой желающий, то расположить к себе собеседника сможет не каждый. Но есть хорошая новость: можно освоить и навыки коммуникации, и овладеть тактиками проведения интервью.
Отдельным ответвлением этого жанра можно считать субъективное интервью. Такой подход появился с приходом блогеров в информационное пространство. Если журналист при проведении интервью должен быть объективным, не выпячивать своё мнение и лишь направлять спикера вопросами, то в первом случае беседа может дойти до горячих споров, что приковывает внимание зрителей. Поэтому, чтобы итоговый материал получился более живой, журналистам стоит выходить за рамки, но в пределах принципов качественной журналистики.
Следующий вариант тактики проведения интервью — наступательный с нотками провокации. Стиль такого интервью нацелен вывести оппонента из равновесия и зоны комфорта. Но он подходит только опытным журналистам, поскольку нужно хорошо чувствовать грань этики и дозволенности. Задавая колкие вопросы с подковыркой, вполне возможно, что и оппонент поставит в такую же ситуацию репортёра.
На начальных этапах становления журналиста лучше освоить доверительную тактику. Вопросы журналиста должны расположить респондента к себе так, чтобы он сам захотел дать максимальную информацию по теме и раскрыться. Как правило, готовясь к предстоящему интервью, спикер заранее ожидает сложных и провокационных вопросов, поэтому задача журналиста в начале интервью убедить его в обратном.
Как вариант, стоит отнестись к себе критично и определить свой уровень готовности, как журналиста. Вполне допустимо выбрать вариант комбинации двух тактик. Во время беседы, если журналист чувствует негативную реакцию оппонента на сложные вопросы, то нужно быстро перестроиться и смягчить общий тон встречи.
Успех интервью зависит во многом от настроя журналиста. Если корреспондент не заинтересован в спикере и проявляет своё безразличие в беседе, задавая вопросы для галочки, потому что таково его редакционное задание, не стоит рассчитывать на интересные и расширенные ответы респондента. Стоит научиться слушать и слушать — это один из критериев хорошего собеседника и журналиста.
Многие начинающие журналисты боятся своей неопытности и заранее настраивают себя на провал. Но спикеру не так важен опыт корреспондента, интервью проходит не для экзаменации журналиста. Стоит помнить об этом и просто достойно подготовиться к встрече. Ещё один важный момент, о которым стоит помнить: спикер понимает, что перед ним журналист, который не является экспертом по его теме. Тем не менее, ознакомиться со сферой интересов и знаний оппонента репортёр обязан. При этом, не стоит бросаться в спикера терминами, которые вам самим не знакомы, пытаясь показаться знатоком.
Бывают спикеры, которых совершенно невозможно разговорить. И это бы не смогли сделать и опытные журналисты, и хорошие психологи. Не нужно воспринимать это на свой счёт, а просто принять, как данность.
Но есть общие советы, которые помогут разрядить обстановку:
— Постарайтесь завязать непринуждённую беседу перед началом интервью. Это могут быть совершенно посторонние темы или относящиеся к предстоящему разговору косвенно. Можно сделать комплимент пресс-секретарю, кто помогал организовывать встречу. Руководителю будет приятно получить положительную обратную связь о своих сотрудниках. Также будет уместно оценить обстановку вокруг вслух, восхититься просторным или уютным кабинетом.
— Начинать интервью следует с вопросов, которые априори будут приятными собеседнику. Дайте возможность ему похвалиться, рассказать о своих успехах. Не скупитесь на эмоции, реагируйте на речь оппонента, пусть даже мимикой и взглядом.