Текст из пособия для старшеклассников «Медиа и информационная грамотность»:
В наши дни мы можем пойти, например, в «Кинопарк» и посмотреть там фильмы, снятые всеми компаниями, а в начале XX века за просмотром каждого фильма требовалось идти в кинозал той компании, которая сняла фильм.
Вначале кино было немым, затем стало звуковым. Интересно, что именно кинозалы стали приучать аудиторию к разнообразию жанров – перед самим фильмом или в перерывах показывали документальную хронику и новости. Что касается радио, невозможно выделить одного человека, который бы изобрел радио. В странах бывшего СССР господствует теория, что радио изобрел А. Попов, Европа, Америка и весь остальной мир считают первым в этом Г. Маркони. И тот, и другой вариант являются упрощением, потому что и Томас Эдисон, и Николя Тесла и даже Бенджамин Франклин совершили ряд открытий, создающих возможность передачи радиоволн. Интересно, что радиосвязь в отличие от телеграфной линии и начали называть «беспроводной связью». Как и в случае с радио, у телевизора нет одного установленного изобретателя — над его созданием трудились параллельно разные ученые из разных стран. Владимир Зворыкин, эмигрировавший в Америку, смог собрать разные технологии и добиться наилучшей четкости изображения. И в США, и в СССР стали создаваться системы вещания, но первый регулярный телеканал появился в 1934 г. в Германии. А Берлинская Олимпиада 1936 г.— первым событием, с которого велась прямая трансляция. В 1950 г. телевидение становится цветным, а 1990-х годах появляются технологии цифрового вещания.
От телевизора к интернету
Первый ЭВМ (электронно-вычислительная машина) появляется в 1945 г., хотя разработки ведутся еще с 30-х годов. Он назывался ЭНИАК и весил целых 30 тонн. Только в 70-е годы появляются микро-ЭВМ «всего-то» с платяной шкаф. В 1976 г. на рынке появляется первый компьютер Apple. Эта же компания придумала мышку как способ управления компьютером и графический интерфейс (до этого взаимодействие с ЭВМ осуществлялось путем набора специальных команд на клавиатуре). В 1981 г. на рынок поступила тогда инновационная модель компьютера, которую согласно рекламе «было удобно носить с собой» — она весила «всего» 11 килограммов. Постепенно ноутбуки и компьютеры становились все компактней и легче. В 2010 г. появился первый планшет, он весил всего 680 грамм. Разработка глобальной сети обмена данными началась в 1950-е годы. Прототип сети появился в 1969 г., как и многие другие изобретения, вначале он был поставлен на исключительно военную и государственную службу. Благодаря исследователю Тиму Бернерсу-Ли в 1984 г. появилась открытая для всех желающих сеть, что сделало возможным такие вещи, как электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, телефонная связь по интернет-протоколу, видеосвязь, а также Всемирная паутина с дискуссионными форумами, блогами, социальными сетями и интернет-магазинами.
В развитии Всемирной паутины есть пока три основных периода развития:
• Web 1.0 был наиболее распространен в 90-е и начале нулевых годов. В этот период большинство сайтов были сугубо информационными, не содержали никаких интерактивных элементов, почти не было ни лайков, ни комментариев; диалоги между пользователями происходили редко, обмен файлами был длительным процессом. В те годы скорость работы сети была значительно ниже, порой интернет-трафик проходил по линиям телефонной связи, что делало невозможным одновременно находиться в интернете и кому-то звонить. Основным местом общения были специальные разделенные по темам форумы и чаты.
• С появлением высокоскоростного интернета наступает эпоха Web 2.0 — пользователи активно делятся картинками, музыкой, видео. Скачивание файла происходит быстро, не перегружая линию. Сайты наполняются во многом пользовательским контентом, появляется возможность комментирования, зарождаются и развиваются социальные сети и мессенджеры. В эпоху Web 2.0 резко возрастает количество информации в сети, можно найти все и обо всех. Вместе с тем становится очевидным новый вызов — в такой сети почти невозможно сохранить анонимность.
• Когда смартфоны с высокоскоростным интернетом становятся доступными почти каждому пользователю и обеспечивают его присутствие в сети почти круглосуточно, начинается эпоха Web 3.0. Она характеризуется тем, что социальные сети почти полностью поглощают весь остальной интернет. В них теперь можно не только общаться, но и учиться, работать, смотреть фильмы, слушать музыку, заниматься творчеством и его продвижением, и так далее. В эпоху Web 2.0 каждый мог находить и распространять контент, в эпоху Web 3.0 каждый может производить контент сам и распространять на всемирную аудиторию. Активно развиваются и обучаются нейросети.
Домашнее задание
Интернет больше не является инновацией, он уже наша повседневность. А какую бы инновацию вы хотели бы получить в ближайшие 10 лет в области коммуникации и информации? А в других областях? Напишите ваш прогноз технологического развития до 2030 года.