Анна Коротченкова
С появлением интернета и новых технологий все больше требований возникает к журналистам. Человек, приходя в профессию, зачастую уже знает, каким именно бы направлением хотел заниматься. Одно из популярных направлений сейчас — дата-журналистика, или журналистика данных.
Эта отрасль журналистики в основном занимается обработкой данных, их структурированием и написанием текста. Полученные в рамках аналитической работы сведения могут быть основой материала, или служить аргументом для подкрепления основной мысли текста.
Для подобной работы от журналиста требуется немного больше, чем литературный талант и навыки написания информационных текстов. В дата-журналистике нужен аналитический подход и умение превращать сложные цифры и анализ в доступный читателю материал.
Однако за такую работу и платят гораздо больше — она востребована в профессиональных кругах, особенно в областях экономики и IT-технологиях. Да и в любом издании, читатели доверяют больше тем публикациям, которые подкреплены серьезными исследованиями и проверенными данными.
Журналист такой области не всегда занимается анализом сам, но он обязан уметь грамотно расшифровать данные консалтинговых и исследовательских агентств, а значит должен быть в аналитике «своим» человеком. Читатель ждёт, что ему расскажут просто о сложном, вместо запутанных таблиц он хочет видеть в статье занимательную инфографику с четкими и не перегруженными официозом пояснениями.
В процессе подготовки к работе в сфере дата-журналистики будущий специалист должен освоить и специальное программное обеспечение, которое помогает собирать и расшифровывать много цифр и данных.
К ключевым навыкам такого специалиста относятся: легкое переключение от творческого мышления к аналитическому (а иногда нужно совместить оба подхода сразу), литературный и информационный язык, образное мышление, умение накладывать и встраивать цифровые данные в текст, навык грамотно аргументировать и подкреплять свои тезисы статистикой. Могут понадобиться и базовые знания в области программирования, работы в графических редакторах. Здесь не будет лишним наличие у автора художественного вкуса. Чувство стиля — вообще очень хорошее качество журналиста и в рамках написания материалов, и в рамках оформления публикаций. Ведь многие читатели по своей природе визуалы, и, чтобы вызвать желание читать материал, для начала людям важно зацепиться за него визуально.
Специализированных факультетов в высших учебных заведениях в России на данный момент нет. Многие журналисты получают образования на базе кафедры журналистики или филологии, добирая нужные им знания на дополнительных курсах. Именно поэтому важно вместе с выбором базовой специальности верно задать себе курс на будущее. Куда бы не завела человека тропа журналистики, курсы графических редакторов, развитие аналитических способностей и освоение различного современного программного обеспечения не будет лишним.