Когда журналист только приходит работать в редакцию новостного издания, первое, с чем приходится столкнуться — новостная повестка. На первый взгляд очевидно, что новость — это какая-либо социально значимая свежая информация. Но существует ещё такое понятие – редакционная политика. Не любая новость будет подходить под формат издания.
Если вы собираетесь на собеседование в конкретное СМИ, почитайте материалы минимум за последний месяц. Дело в том, что одна редакция берет в работу, например, новости о политике, экономике любого характера, другая – сугубо массового характера. Если речь идёт о депутатах одного района и некой новости с ними связанной, не каждое городское издание возьмёт это в работу. А некоторые, наоборот, берутся за любой информационный повод: приюту для собак нужна помощь, пропал человек, прорвало канализацию.
Подход к выбору материалов для размещения называют редакционной политикой издания. Она продиктована в первую очередь сформированной целевой аудиторией – что она охотнее читает, с какими запросами обращается.
Для любой новости есть критерии актуальности. Правда, при анализе, нужно смотреть через призму интересов аудитории. Существуют три простых вопроса, на которые нужно ответить, чтобы определиться, стоит ли брать новость в работу:
1. Это ново?
2. Это важно?
3. Это интересно?
Если хотя бы один ответ будет отрицательным, значит это не новость: опытный журналист, как правило, понимает это быстро. Потому, что он уже знает «классические» признаки новости.
В первую очередь новизна должна быть очевидной. Это либо совсем новое событие, либо новая информация относительно старого. С учётом того, что в настоящее время интернет-издания правят бал, нужно учитывать и скорость распространения информации. Соответственно, вчерашняя новость – уже не новость.
Но даже опытные журналисты со временем могут потерять хватку, особенно ориентируясь на отклик аудитории. Но это погрешность имела место быть не только в наше время, Марк Твен заметил, что репортеры не видят большой разницы между падением велосипедиста и крушением цивилизации.
Чтобы не ошибаться в выборе, помните об интересах целевой аудитории. Чаще всего это информационные поводы трех видов:
1. Объективные. Это те, что точно интересуют всех. Сюда можно отнести катастрофы, эпидемии, выборы – все громкие события.
2. Организованные. Редакция организует «круглый стол» по важной целевой аудитории проблеме, готовит, затем печатает репортаж, стенограмму, комментарии, результаты опросов общественного мнения. Корреспондент добывает информацию, ищет спикеров. Эти действия становятся информационным поводом к написанию материала.
3.Календарные. Эти информационные поводы. Например, интервью с именитым врачом ко Дню медика, подборка рецептов ко Дню шоколада, материал в память о жертвах катастроф.
Анна Коротченкова