Таяна Шиперова
Как вам, наверное, известно, редактор – это чуть ли не самый главный человек в печатном или электронном издании. Он определяет общее руководство журналистами и остальным коллективом, задаёт общее направление работы, определяет миссию СМИ и темы журналистских материалов.
Так как же стать тем самым человеком, который решает, какие материалы СМИ увидят свет?
1. Обычно на сайтах пишут: чтобы стать редактором СМИ, нужно получить высшее гуманитарное образование, филологическое, журналистское или литературное. Отличный вариант для будущих специалистов — факультет лингвистики, который дает необходимое для работы знание русского языка. Действительно, такое образование предпочтительно, но не обязательно. Хотя иметь хотя бы какой-то диплом всё же требуется.
2. На самом деле, главное — это иметь опыт журналистской деятельности. Написание статей на внештатной основе не поможет, вам нужно знать работу редакции изнутри. Поэтому начните со стажировки в СМИ, потом устройтесь на работу в редакцию. Очень часто редакторами становятся в том издании, в котором работают, но не всегда. Ведь там может работать хороший редактор, который не собирается никуда уходить и он может работать на своей должности еще десяток лет. В любом случае вы получите опыт, а работу редактором можете найти и в другом СМИ.
3. Следующий важный пункт — навыки работы менеджером, управляющим. Часто редакторами становятся журналисты без опыта управленческой деятельности, но если у вас будет опыт управления хотя бы небольшим коллективом, то ваши шансы на должность редактора вырастут многократно. Вариантов здесь великое множество — вы можете поработать в частной компании на должности менеджера до прихода в журналистику, получить опыт работы редактором какого-нибудь юношеского СМИ или непопулярного интернет-проекта, получить образование или хотя бы пройти курсы по направлению «менеджмент» и т.д. Подобный опыт и знания вам очень пригодятся.
4. Следующим пунктом можно назвать свободное владение персональным компьютером, графическими и текстовыми программами, различными интернет-сервисами. Желательно быть «на одной волне» с журналистами, верстальщиком, фотокорреспондентом и программистами, работающими в вашей редакции, а для этого нужно знать чем они занимаются и как выполняют свою работу.
5. Также желательно обладать такими качествами, как креативность, коммуникабельность, пунктуальность и готовность работать с большими объёмами информации. Редактор работает преимущественно в офисе, лишь изредка выезжая на какие-то мероприятия. К тому же в редакции постоянно происходят какие-то внештатные и стрессовые ситуации, которые необходимо решать. Так что стрессоустойчивость тоже не помешает.
6. Продвижение по карьерной лестнице. Если вы покажете себя с правильной стороны и создадите впечатление усердного и ответственного работника, то вполне возможно, что спустя какое-то время вы станете помощником редактора, а вскоре и вовсе составите ему конкуренцию. Но тут грань тонкая, не стоит демонстрировать своё намерение занять чью-то должность, лучше иметь в планах трудоустройство на должность редактора в другом СМИ.