Телевидение и интервью

Далеко не всё, что мы видим по телевизору, относится к журналистике. Если с фильмами и музыкальными программами это очевидно, то некоторые ток-шоу и программы люди вполне могут считать журналистикой. На самом деле к журналистам относятся только новостные программы (в которых рассказывают о новостях) и некоторые программы, документальные фильмы, в которых они берут интервью или проводят расследования.

Программа про здоровье или моду – это не журналистика, ток-шоу с жизненными историями и скандалами тоже к нашей профессии можно притянуть лишь за уши.
Проведем аналогию с газетой. Журналисты пишут новостные заметки, статьи, репортажи, интервью. А сканворд, гороскоп, объявления и карикатура – это увеселительно-развлекательное наполнение на потеху публике. Также и с телевидением – в нём есть серьезная составляющая и есть развлекательная, которая к журналистике не относится.

Пройдемся по советам, связанным с интервью.

Основные цели интервью — получить интересную информацию или в случае с длинным интервью еще и раскрыть личность собеседника через разговор с ним.
Интервью – это просто вопросы, которые задает журналист и ответы, которые он получает от своего собеседника. Просто вопросы и ответы. Но задавать вопросы нужно правильно.

Интервью может быть коротким или длинным, с одним опрашиваемым или сразу с несколькими интервьюируемыми. Вопросы могут быть на одну тему или на разные.
Перед проведением интервью необходимо тщательно подготовиться. Подготовка к интервью начинается не за пять минут до назначенной встречи, а как только вы приняли решение ее вообще назначить. Почитайте о спикере и теме интервью.

Многие начинающие журналисты боятся своей неопытности и заранее настраивают себя на провал. Но спикеру не так важен опыт корреспондента, интервью проходит не для экзаменации журналиста. Нужно помнить об этом и просто достойно подготовиться к встрече. Ещё один важный момент, о котором надо помнить: спикер понимает, что перед ним журналист, который не является экспертом по его теме.

Да, любое интервью начинается с изучения темы, с размышлений в стиле «а какие вопросы можно задать собеседнику?». Нужно заранее составить список вопросов, а не надеяться на то, что придумаете их во время беседы. Заранее заготовленные вопросы – это хорошо, но нельзя пользоваться только ими. Ваш собеседник расскажет о чём-то интересном и вам нужно придумать новые вопросы, здесь надо уже действовать быстро, прямо во время интервью.

Иногда перед встречей со спикером редактор проверяет ориентировочный список вопросов и спрашивает у журналиста, какой он видит основную цель интервью. К этому надо относиться с пониманием, но тут важна «золотая середина» — хороший редактор никогда не будет контролировать каждый шаг журналиста. Не позволяйте диктовать вам всё и вся, имейте своё мнение и мягко настаивайте на своём в общении с руководством.

Журналист должен быть готов, что интервью может пройти не так, как планировалось, и быть готовым к непредвиденным ситуациям. Необходимо быть готовым к тому, что интервью может длиться дольше, чем планировалось, или собеседник может давать неожиданные ответы.

Обратие внимание на наши курсы. Много полезной информации и интересные задания. Вот пример домашнего задания на нашем курсе «Телевизионная журналистика«:

«Вчера вы писали о своей идее сюжета, а сегодня вам надо написать закадровый текст и текст стендапа для него. Вы еще не были на месте, не снимали видео, но уже сейчас можно сделать наброски. Что вы хотите об этом рассказать закадровым голосом? А что вы скажете в ходе стендапа, когда будете записывать себя в той локации? Напишите такой текст и пришлите тренеру. Обозначить в тексте закадровый текст и текст стендапа можно по-разному. Обычно закадровый текст отмечают аббревиатурой ТЗК (то есть «текст за кадром»), КЗК («корреспондент за кадром») или просто пишут в скобках (закадр), а стендап – (стенд-ап).