Интервью в журналистике — очень популярный жанр, один из самых распространенных. Интервью с успехом используются журналистами, работающими в газетах, на телевидении и радио. Что такое интервью? Если очень кратко и просто — это беседа. В первых книгах по журналистики между беседой и интервью ставился знак равенства.
В современной журналистике отличие интервью от дружеской беседы есть и оно очевидно. Журналист старается говорить минимум своего мнения, он задает хорошие вопросы, на который респондент не сможет просто ответить «да» или «нет», ему придется дать расширенный ответ. Интервью — это получение информации от опрашиваемого.
Изучая теорию журналистики, не пугайтесь обилию порой противоречащей информации. Будьте исследователем, берите лучшее, берите то, что можете использовать в своей повседневной работе.
Известный казахстанский журналист Марат Барманкулов в своей книге пишет, что интервью можно разделить на 4 категории: интервью-мнение, интервью-информация, интервью-эмоция и интервью-социологическое исследование.
Интервью-мнение — это интервью с экспертом, который высказывает свое мнение по какому-то вопросу.
Интервью-информация — это когда посредством вопросов «вытаскивается» вся нужная информация, например, из чиновника. В отличии от первой категории в нем практически нет мнения интервьюируемого, а есть информация от «говорящей головы»: столько-то тонн продукции произведено, такого-то числа принята госпрограмма и так далее.
В интервью-эмоции опрашивается свидетель какого-происшествия или события. Например, участник футбольного матча или очевидец извержения вулкана.
В социологическом интервью личность опрашиваемого не столь важна, он может быть даже анонимным. Это просто мнение одного из жителей города, одного школьника или госслужащего. Через такие краткие интервью мы показываем тенденции, популярные мнения той или иной группы людей.
Это деление на подгруппы не является «истиной в последней инстанции», это всего лишь один из подходов.