Некоторые хитрости проведения интервью

«Люди думают, будто они ничем не замечательны, будто их жизнь обыденна и скучна, раз о них не пишут в передовицах, они не получают международных премий и не совершают подвигов, но на самом деле каждый совершает что-то хорошее, удивительное, какой-то отважный поступок, что-то, чем может гордиться. Каждый день – и никто это не замечает. Вот о чем надо писать. О невоспетых героях, о людях, которые себя и героями-то вовсе не считают». /Цитата из книги «Сто имен» — Сесилии Ахерн/

Меня в свое время так зацепила эта цитата, что я поняла – можно взять интервью у любого человека, по любому поводу и открыть для себя настоящую сокровищницу. Интервью – это вообще довольно непредсказуемый, хотя на первый взгляд – стабильный жанр.

Помимо стандартного списка вопросов, подготовить можно (и нужно) дополнительные.

Стараться строить вопрос так, что бы на него нельзя было ответить односложно «да» или «нет».

Не забывать о простом, но сакраментальном вопросе «Почему?». Это как продолжение любого ответа и может вывести вас с узенькой тропки одной темы на просторную дорогу к целому очерку.

Главное в хорошем интервью – доверие и заинтересованность. С вашей стороны. Если вам интересно то, о чем вы спрашиваете, то собеседник раскроет множество интересных вещей, из которых-то и сложится ваш материал.

А если тема, интересна вам, то это и вызывает доверие у интервьюируемого.

Основа хорошего интервью – подготовка. Стоит заранее прочесть о том, к кому вы собираетесь, хотя бы основную информацию, которая есть в общем доступе. И не задавать вопросов, на которые можно получить ответ и без участия данного человека.

А если интервью касается не конкретной личности, а какого-либо события, то вопрос можно адресовать сразу группе людей, а оттуда уже, как из пруда вылавливать своих золотых рыбок.

Иляна Ставицкая

О журналистике и писателях, которые были журналистами

Я ни разу в жизни не пожалела о выбранной профессии. Пожалуй, журналист — это, действительно, состояние души, как сказала однажды моя наставница Наталья Полякова. Когда ты не просто в центре событий, а видишь их изнутри. Когда перед тобой открываются все новые и новые двери. Когда ты видишь неизвестные грани известных вещей. Когда ты делаешь то, что любишь. И любишь то, что делаешь.

Журналистика – это не просто умение писать правильные и красивые тексты. Это твой дар показать любое событие с разных сторон. Вникнуть в самую суть, которая порой мало кому доступна. Заглянуть за кулисы разных сторон жизни, разных социальных слоев, разных культур. Журналист он ведь как маяк, который не только освещает все вокруг, но порой и своим спасительным светом дарит кому-то шанс благополучно выбраться из житейских бурь. Ведь журналистика – это не просто профессия, это призвание. Призвание на всю жизнь.

Не бывает бывших журналистов. Многие  плавно переходят на новую ступень – писательская деятельность.
Стоит только взглянуть на этот список имен! Великолепная пятерка из большой плеяды.

1. Чарльз Диккенс, автор «Приключений Оливера Твиста»,  «Лавки древностей», «Даров волхвов», чья писательская карьера началась с журналистики. Работа в газете «Морнинг кроникл» в жанре репортажей и очерков развила в нем быстроту реакции, умение сжато излагать мысли. А все впечатления стали основой его произведений

2. Марк Твен, знакомый всем по любимым с детства книгам «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Фина», «Принц и нищий», начинал свою деятельность с ученика наборщика в типографии. А с 18 лет писал очерки, памфлеты, путевые заметки. Интересное переплетение журналистики и литературы и делало его произведениями такими живыми, словно кадр из фильма.

3. Джек Лондон, автор «Белого клыка», «Зова предков», «Мартена Идена», нашел себя в журналистике и писательстве после того, как мать показала ему объявленные конкурс в газете, призом в котором было 25 долларов. Позже, по заданию газеты «Американ пресс», он не только путешествует, собирая материал для будущей книги, но и публикует драматические очерки и рассказы, которые очень увлекают читателя.

4. Александр Сергеевич Пушкин тоже был близок к журналистскому ремеслу. Он находился у самых истоков творчества таких печатных изданий как «Литературная газета», «Московский вестник», «Современник». И писал он не только о вечных вопросах, но и об актуальных проблемах того времени. Его познавательные, исторические и порой критические материалы в будущем и стали основой произведений.

5. Константин Георгиевич Паустовский, автор прекраснейший, берущих за душу произведений «Корзина с еловыми шишками», «Мещерская сторона», «Золотая роза», долгое время был корреспондентом  РОСТА – Российского телеграфного агентства (позже переименованного в ТАСС), сразу после начала войны был откомандирован корреспондентом на фронт. Он говорил об этой работе, что  яркое событие надо не прозевать,  а скрытое – вовремя обнаружить.

Получается, что журналистика пронизывает всю жизнь – не только свою, но и жизнь тех, с кем ты так или иначе соприкасаешься. Ведь не зря же ее называют четвертой властью.

Иляна Ставицкая

«Для успеха нужно много трудиться и самосовершенствоваться»

Сегодня волонтеры Школы журналистики задали несколько вопросов жительнице Новосибирска, 18-летней Диане Селиверстовой, которая готовится к поступлению на журналистский факультет.

— Какие книги Вы бы посоветовали прочитать каждому?

— Н.Островский «Как закалялась сталь», Э.Л.Войнич «Овод», И.С.Тургенев «Отцы и дети» и Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные». Эти книги несут в себе очень сильный психологический посыл, а также меняют взгляд на жизнь и, в целом, отношение к ней.

— Как Вы считаете, является ли мечтательность хорошим качеством?

— Мечтательность сохраняет в человеке веру в лучшее и оптимистичный взгляд на жизнь. Помимо этого, она направляет его и помогает в достижении своей цели. Поэтому я полностью уверена в том, что мечтательность является положительным качеством.

— Что вы предпочитаете: выполнять любимую работу и получать за это мало денег или делать то, к чему у вас не лежит душа, но достойно этим зарабатывать?

— Я считаю, что если ты занимаешься любимой работой, то и заработок будет расти с каждым разом. Ведь эту работу человек будет выполнять с удовольствием, погружаясь в нее полностью и совершенствуясь каждый день.

— Если бы Вы написали книгу, то о чем бы она была?

— Скорее всего, я бы хотела издать небольшую энциклопедию для детей о мифах Древней Греции. Я интересуюсь этой темой давно и с каждым днем мифология не перестает поражать мое сознание. Поэтому я абсолютно уверена, что детям будет очень интересно погрузиться в мир удивительных мифов Древней Греции.

— Как проявляется ваше самовыражение?

— Выражать свою индивидуальность можно совершенно по-разному, но в большинстве случаев я предпочитаю делать это с помощью своего стиля одежды. В мире моды ты можешь быть кем угодно. Одень милое платье в клетку гингем и вот ты уже чувствуешь себя как настоящая леди, а под «рабочее настроение» отлично подойдет классический строгий костюм.

— Успех — это талант или работа над собой?

— Как говорится, успех — это 1% таланта и 99% труда. Поэтому для должного успеха необходимо очень много трудиться и самосовершенствоваться.

— Какие темы Вы никогда не станете затрагивать в разговоре с людьми?

— Я достаточно открытый человек, готовый многое обсудить и высказать. Но в разговоре с другими людьми я бы, скорее всего, не стала затрагивать тему семьи, ведь она как ваза, один толчок и ваза может разбиться…

— Посещали ли Вы какие-нибудь кружки в детстве?

— В детстве я очень много рисовала, и став немного постарше, стала ходить в художественную школу. А еще в моей жизни всегда было и есть много спорта. Я занималась плаваньем, художественной гимнастикой и разными видами танцев. Сейчас же я совершенствуюсь в фитнесе, но не только для поддержания формы, но и в роли тренера.

Школа журналистики благодарит Диану за интересное интервью и желает ей успехов в достижении своих целей!

С чего начать путь в журналистику?

Этот вопрос интересует выпускников школ, которые хотят связать свою будущую профессиональную деятельность со СМИ. При поступлении в профильный вуз требуется предоставить портфолио, в котором должно быть хотя бы несколько статей, опубликованных в средствах массовой информации.

Зачастую начинающий автор, полный решимости написать увлекательную интересную статью, садится и… долго-долго думает. Оказывается, не так то и легко облечь в слова свои и чужие чувства и эмоции. Столкнулась с этим и я. В самом начале своей деятельности отправилась брать интервью у человека, когда-то депортированного из Крыма в Узбекистан. Побеседовала, написала, как мне тогда казалось, интересный материал.

Но редактор его не пропустил. «Мне нужна не передовица, а статья, где ты расскажешь о человеке, покажешь его настроение. Ты должна вернуть читателей в то непростое время». К слову, статью я сдала. Но только после четырёх повторных встреч с моим героем. Тогда же узнала и правила, которые будут полезны всем начинающим журналистам. Может быть, они помогут начинающим авторам, как когда-то помогли и мне.

• Говорить с респондентом надо о том, что его волнует. Запомните, люди! Его, а не вас. Разговор должен быть интересен собеседнику, иначе он просто «закроется».

• Перед встречей обязательно подготовьтесь к разговору. Предстоит разговор с музыкантом — значит, «погуглите» о музыке, исполнителях. Направляетесь к токарю — узнайте, чем его профессия отличается от других. Это не только поможет выстроить диалог, но и позволит поближе знать своего героя.

• Не стесняйтесь! Это, наверное, главное правило журналиста. Не стесняйтесь задавать вопросы, лишний раз переспросить, уточнить, выяснить. Это чувство надо «задвинуть» назад, если, конечно, хотите получить что-то интересное взамен.

• Будьте любопытными. О! Любопытство в нашей профессии — не порок, а достоинство! Именно оно «толкает» задать правильные вопросы. Именно оно помогает выяснить подноготную. Именно оно сделает ваш материал авторским!

Но и это ещё не всё. Наша профессия подразумевает коммуникабельность, открытость, приветливость. Это даже не обсуждается. Как ни странно, подрастающее поколение испытывает с этими эмоциями проблемы. Сужу об этом по своим ученикам, с которыми работаю в своей «Школе юных журналистов». Кружок работает при редакции районной газеты. Ежемесячно мы выпускаем две полосы нашей молодёжной газеты — так сказать, «газету в газете». Но об этом в другой раз.

И, напоследок. Помните, что ваши чувства и настроение при работе с людьми — дело второстепенное. Никого не волнует ни ваши проблемы, ни ваше самочувствие. Для всех вы — журналист, готовый к диалогу, т.е. человек с горящими глазами и с пером наперевес.

Ольга Тегай

Современные технологии нас убивают?

Вы тоже видели эти видеоролики в интернете, в которых рассказывается о современных технологиях, которые буквально убивают людей, подрастающее поколение тупеет и всё это какой-то всемирный заговор?

Мне такие присылает брат. Недавно посмотрел. Там автор с ностальгией вспоминает времена СССР, когда не было «отупляющих гаджетов» и люди проводили свободное время в более здоровых условиях – в пионерских лагерях, на субботниках и маёвках.

С критическим мышлением, наверное, сложнее жить, проще поаплодировать довольно логичным утверждениям из интернета. А действительно ли советские люди были счастливее, здоровее и умнее? Я не знаю, но мне кажется разница не так уж и велика, иначе бы мы песни и легенды слагали бы о том времени и в каждом моменте видели бы гигантскую разницу между нынешней деградацией и тем прекрасным временем.

Например, был ли мой дедушка Ефим Сергеевич Барановский счастливым и довольным жизнью, ведь не пользовался гаджетами и интернетом, не смотрел порно и не играл в компьютерные игры? Да нет, тяжелый физический труд, ранение на войне, колхоз, примитивный быт и фактически нищета делали его жизнь несладкой. Меньше он знал, меньше видел и меньше имел возможностей в сравнении с нынешним поколением.

Недавно журналист Владимир Познер (с большим уважением отношусь к этому человеку, но он тоже может ошибаться) написал в интернете примерно следующее (пишу по памяти): «вот раньше, в конце 19-го века, молодые гимназисты на такие темы писали сочинения, а современная молодежь разве потянет…» И называет темы сочинений (кто-то ему раскопал в архивах), типа «Путь молодого человека к счастью», «Роль литературы в жизни каждого», «Усилие воли и стремление» и т.д. На что ему сразу в комментариях написали десяток учителей, смысл ими сказанного: «и сейчас пишут на такие темы и еще как пишут, мы так не писали».

А я и сам знаю. В нашей Школе журналистики на курсах по подготовке к журфаку в основном учатся 16-18-летние девочки, юные девушки. Так хорошо пишут, так классно пишут, такие зрелые и хорошие мысли, что диву даешься. Почему? У них еще мозг не забит всякой ерундой, они еще более естественные, простые и легкие. А вот самая тяжелая категория наших студентов — это взрослые парни и мужчины от 30 до 45 лет. Они уже сильно забиты политикой, в их голове уже всё перемешалось и усложнилось.

Так что, как говорится, «раньше и трава была зеленее» (так кажется пожилым).

Да, компьютер и виртуальный мир для нас не естественен, люди эволюционно привыкли к другому образу жизни и к другим способам получения информации. Это может плохо влиять на людей. Но смотрю и общаюсь со своими друзьями, коллегами и товарищами, и делаю вывод — не убили их технологии — думают, живут, учатся, работают, смеются, стремятся и радуются.

Сергей Барановский

Как написать и опубликовать новостную заметку

Кратко вспомним базу: новостная заметка — это описание какого-то события. В новостной заметке даются ответы на простые вопросы — что произошло, где, когда и другие важные вопросы, плюс подходящие цитаты.

Предположим, журналист задумал пойти в День защиты детей на городское мероприятие. Он думает: «ок, напишу новостную заметку для газеты такой-то и сделаю фоторепортаж для такого-то сайта». Поскольку он с ними уже работает, то он может даже спросить у редакции подойдет ли им эта тема и удостовериться, что они не собрались отправить туда своих корреспондентов.

Он идет на мероприятие — смотрит, фотографирует, берет парочку комментариев жителей города и записывает важные цитаты, сказанные организаторами мероприятия. Да еще кое-какая информация есть из интернета (пресс-релиз городской администрации, пост в городском паблике в интернете и т.д.) Пришел, спокойно написал, фотографии подписал и отправил в редакцию. Материалы вышли, он получил свой гонорар. Когда вся эта схема налажена, то для журналиста это как 3 блина испечь.

Нам часто задают вопросы начинающие журналисты и мы им подробно отвечаем. Например, вопрос: «писать о местных новостях или о любых?» На первом этапе лучше писать о местных. Как правило, журналисты местных печатных и интернет-изданий пишут о местных новостях. Бывают, конечно, исключения. Например, если интернет-издание в том числе пишет о событиях в стране и мире, то журналист может писать о событиях, происходящих далеко от него. Для этого он берет информацию из пресс-релизов, обращается к экспертам с просьбой дать комментарий или даже использует информацию из других СМИ.

Вопросы про информационный повод тоже занимают умы стартующих в журналистике. Новостная заметка — это и есть подробно расписанный информационный повод. Например, если вы пишете об открытии новой школы в вашем городе, то пишете только об этом (где открылась, сколько потратили на строительство, сколько будут ходить учеников и т.д.) Если пишете об открытии научного центра в Калифорнии, то пишете только об этом (где открылся, сколько потратили на строительство, какие исследования там будут проводиться и т.д.)

А если вы пишете статью, а это более серьезный, более обширный материал, то информационный повод там тоже должен быть в самом начале, а затем переходим к разным фактам, анализу и выводам. В статье инфоповод должен быть более-менее подходящий. Например, вы пишете о российском кинематографе. Какой информационный повод можно взять? Например, выход в прокат нового российского фильма. А если пишете о плохих дорогах в вашем городе, то инфоповодом может быть и местная авария, и выделение денег на федеральном уровне. В случае со статьями нужно интуитивно подбирать наиболее подходящий инфоповод.

Что такое репортажная съемка? Как поймать «тот самый» кадр?

Ответить на эти вопросы довольно легко, стоит лишь взглянуть на фотографии, сделанные фотокорреспондентами.

Репортажная фотография – это всегда фото в моменте, неожиданное, яркое, случайно пойманный удачный кадр. В репортажной съемке нет места постановочным фото. Она так и называется – репортажная, то есть создающая эффект присутствия у сторонних зрителей, передающая детали и атмосферу события.

Фотографа-репортажника нередко сравнивают с охотником, и не зря. Он неотрывно следит за лицами участников события, за их движениями и действиями. Он не может опустить камеру ни на секунду, ведь, возможно, именно эта секунда станет выигрышной для фотографии. Поэтому подобная съемка требует большого количества затрачиваемой энергии и подходит не всем фотографам. Это один из минусов репортажной съемки. Но он полностью компенсируется, когда фотограф-репортажник получает результат. Из всего отснятого материала он отсекает лишние фото и получает те самые — яркие, вкусные, настоящие кадры, которые никогда не обладали бы таким шармом, будь они постановочными.

Что еще требуется от такого фотографа, так это мобильность и умение по-настоящему работать с техникой, знать ее тонкости. Мероприятие, которое он снимает, может одновременно или поочередно проходить в нескольких локациях, которые будут отличаться степенью и качеством освещенности. Это жизнь и она не будет подстраиваться под желания фотожурналиста. Например, спикер сидел, потом встал, затем в зале приглушили свет, а позже делегация пошла на осмотр строящегося объекта… Всё меняется и нужно быстро реагировать, поэтому необходимо обладать отличными навыками работы с настройками камеры.

Еще одно сравнение, которое невольно приходит на ум при наблюдении за работой профессионального фотографа-репортажника, — так это ниндзя. Такой фотограф должен быть незаметен, чтобы не вызывать на лицах окружающих дежурные улыбки или неестественные позы, которыми они вооружаются при виде фотоаппарата. Он должен уметь не напрягать людей своим присутствием и щелкающим затвором камеры, сделать съемку для них максимально комфортной, чтобы они показывали свои настоящие эмоции и чувствовали себя расслабленно.

И главное качество для любого фотографа, а для репортажника особенно – это видение момента, умение почувствовать кадр. Что для этого необходимо? Всего лишь погрузиться в мероприятие, наслаждаться им, не теряя при этом бдительности. Вот такой секрет успеха настоящего фотожурналиста!

Ирина Еланцева

Как подготовиться и провести интервью

Как начать интервью и к чему быть готовым в процессе: советы начинающему журналисту.

Чтобы написать журналистский материал нужно получить информацию. Источники могут быть разными. Многим журналистам удобнее узнать информацию от первого лица, а не из второстепенных источников. Кстати, журналист всегда должен знать какую примерно информацию он хочет получить от собеседника.

Чем интервью отличается от простой беседы двух людей? Как минимум, во время интервью используется записывающее устройство. Это могут быть диктофон или видеокамера, — а значит, повышается уровень ответственности, которую несут оба собеседника. Главное правило: к интервью нужно подготовиться заранее.

Если формат интервью и личность собеседника позволяют, то начать его лучше с легкого разговора, так называемого смолл-тока (от англ. «small talk» — «маленький разговор»). Во время него важно максимально расположить собеседника к себе. А для этого, в свою очередь, необходимо знать ключевые моменты из биографии интервьюируемого, его интересы и предпочтения.

Главным орудием журналиста для подготовки к подобному разговору становится вся информация из открытых источников. Это могут быть страницы человека в его социальных сетях, личный сайт, отзывы его знакомых или друзей, материалы других журналистов о нем. Но нужно быть осторожным, проверять источники информации и лишний раз уточнить достоверна ли информация на том или ином ресурсе.

После светской беседы-разминки с интервьюируемым самое время приступить к главной части вашего интервью. К ней также необходимо готовиться заранее, составляя список наиболее важных и интересных вопросов. Они – опора для вашего разговора, но не ее главная составляющая. Лучше всего внимательно слушать ответы собеседника – возможно, один из них даст вам более интересную информацию, чем ту, которую вы изначально хотели получить, и тогда грамотнее будет направить разговор именно в это русло. Помните, что интервью – это не допрос, а диалог двух людей.

Бывает и так, что интервьюируемый просит вас заранее ознакомить его с возможными вопросами. В этом есть даже плюсы. Возможно, благодаря этому интервью получится более насыщенным, ведь спикер сможет хорошенько подумать над ответами и сделать их более подробными. Но, с другой стороны, вам не удастся удивить его неожиданным вопросом и невзначай узнать что-нибудь удивительное или сенсационное, что он сообщит вам, не имея времени на раздумья. Тем не менее, не смотря на согласование вопросов заранее, в ходе интервью можно спросить еще о чем-нибудь, только не ставьте спикера в неудобное положение провокационными и неприятными для него вопросами.

Не менее важную роль играют и профессиональные качества журналиста. В таком деле как интервью важны настойчивость, умение слушать и быстро реагировать на малейшие изменения в диалоге.

А теперь давайте объединим все вышесказанное и добавим еще несколько лайфхаков, составив небольшой список советов для интервью и подготовки к нему:

1. Ваша харизма – ваша волшебная палочка

2. Будьте настойчивее, не упускайте шанс задать хотя бы несколько вопросов спикеру

3. Берите интервью у тех, кто еще не удосуживался чести быть интервьюированным – так у вас будет больше шансов познакомить аудиторию с новым, интересным человеком

4. Приготовьте вопросы до интервью, однако будьте готовы к неожиданному повороту разговора в новое русло

5. Будьте вежливы, умеренно используйте чувство юмора и всегда держите в запасе парочку любпытных и даже каверзных вопросов.

Журналистской удачи вам и легких собеседников!

Ирина Еланцева

Как проходит вступительное творческое испытание (журфак)

Как правило, творческое испытание называют ДВИ — дополнительные вступительные испытания. Мы уже много лет проводим дистанционное обучение основам журналистики и готовим абитуриентов к поступлению, поэтому нам есть что вам рассказать.

Творческие испытания при поступлении  на журфак проходят в вузах по одним и тем же схемам. Давайте рассмотрим на примере программы творческого вступительного испытания в Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ). Поверьте, в других вузах всё будет проходить примерно также.

ДВИ состоит из двух этапов — устного собеседования и выполнения письменной работы. В этом вузе максимально за творческое испытание можно получить 100 баллов (50 за сочинение и 50 за собеседование). В других высших учебных заведениях пропорции могут быть иными, например, 70 баллов за письменную работу и 30 за собеседование.

Также есть минимальное количество баллов, набранных на ДВИ, необходимое для поступления. В БелГУ это 50 баллов, в других вузах, как правило, тоже 50 баллов. Обязательно посмотрите условия и правила на сайте вуза, в который будете поступать. Устанавливая необходимое минимальное количество баллов, вуз отсекает тех, кто не смотря на высокие баллы, полученные в ходе ЕГЭ, не демонстрирует хорошие результаты по итогам творческого испытания. А ДВИ и призвано отсеять тех, кто не имеет предрасположенности к журналистике и выявить наиболее способных.

Нужно внушительное портфолио

В программе этого вуза предоставление портфолио не является обязательным условием. Но на сайте учебного заведения отмечается, что наличие портфолио будет дополнительным преимуществом, при этом ценятся публикации в СМИ и опыт сотрудничества с редакциями. В других вузах предоставление портфолио может быть обязательным условием и оно сдается при подаче документов.

В программе творческого испытания БелГУ говорится, что в ходе собеседования абитуриент предоставляет свои публикации в газетах и интернет-изданиях, может продемонстрировать фотоработы, а также радио- и видеоматериалы, вышедшие ранее в эфир.

Статьи, опубликованные в газетах, предоставляются в виде вырезок. Опубликованные фоторепортажи могут быть дополнены оригиналами фотографий. Теле- и радиоматериалы нужно предоставить на флэшке, но рекомендуют дополнить их печатными текстовыми версиями. При этом публикации обязательно заверяются печатью редакции и подписью редактора или руководителя СМИ.

Также приемной комиссии можно показать опубликованные нежурналистские материалы — рассказы, эссе, стихи и т.д. Не забывайте о публикациях в школьных газетах и стенгазетах, они тоже могут быть включены в ваше портфолио.

Преимущество наших онлайн-курсов, информацию о которых вы можете посмотреть на главной странице сайта, заключается в том, что мы учим основам журналистики, проводим подготовку к собеседованию и сочинению, а также помогаем формировать портфолио. В том числе публикуем ваши тексты на сайте Школы журналистики, который хоть и не является СМИ, но публикации на нем также можно включить в портфолио.

Пишем хороший текст

В ходе письменной работы (сочинение, эссе) абитуриенту даётся тема. Как правило, предлагается 2-3 темы на выбор. В БелГУ пошли другим путем — там пишут «расширенную новостную заметку по предложенным фактам по определенному событию или проблеме». Даже такая формулировка может повергнуть в шок абитуриента. На самом деле пугаться не надо. Речь идет просто о написании большой новостной заметки, а факты, скорее всего, предоставляются в виде какой-то информации, которую надо прочитать, понять и затем подготовить свой текст.

Мы вникли в детали и оказалось, что в БелГу задание необычное — они дают список, например, из 25 предложений. Предложения перемешены, но их можно объединить в одну новостную заметку. Абитуриент должен прочитать, подумать и сложить как пазл все эти предложения в один связный текст.

В вузе отмечают, что хотят в ходе письменной работы увидеть насколько хорошо умеет поступающий работать с фактами, насколько правильно он их располагает по значимости, может ли он написать связный и интересный текст.

В ходе собеседования

На собеседовании в БелГУ проверяют «уровень социальной и профессиональной ориентации» поступающего, его эрудицию и осведомленность, а также умение понять и проанализировать текст, опубликованный в СМИ.

В любом вузе во время собеседования спрашивают о мотивации поступления на журфак, выясняют его видение профессии и будущей работы. Обязательно будут вопросы на общую эрудицию. Члены комиссии постараются выяснить насколько юноша или девушка осведомлены о наиболее важных событиях в его стране и мире.

Далее следует очень важный совет от тренеров нашей Школы журналистики, которые много раз были в приемных комиссиях. Нередко люди в комиссии задают абитуриентам такие вопросы, на которые они не могут знать ответа. Смотрят на реакцию, как поведет себя поступающий, оценивают его стрессоустойчивость и находчивость. Кто-то молчит, другие пытаются что-то выдумать или ответить наугад. Лучшим вариантом будет сказать: «я не знаю» или «не знаю ответа на этот вопрос, но … (и тут что-то рассказываете на близкую тему)». Например, «в каком году была учреждена самая авторитетная российская премия для журналистов?» — «я не знаю, но слежу за новостями из мира журналистики, например, всегда смотрю лучшие фотографии конкурса World Press Photo».

Всегда спрашивают о СМИ и журналистах — кого знаете, какие смотрите и читаете СМИ, какой журналист нравится и почему. Спрашивают об интересах и увлечениях абитуриента.  Разговаривайте, общайтесь, постарайтесь не волноваться и не молчите. Большинство абитуриентов проходят собеседование легко и признаются что письменная часть была сложнее.

На сайтах вузов всегда отмечается, что цель проведения ДВИ заключается в выявлении потенциала абитуриента, его предрасположенности быть журналистом. Нужно продемонстрировать эту предрасположенность. В ходе сочинения, собеседования и в своем портфолио вы должна жирно намекнуть что вы умеете и любите писать, легко взаимодействуете с людьми, в курсе происходящих в мире и стране событий, читаете и смотрите новости.

Портфолио для ДВИ

При поступлении на факультет журналистики необходимо предоставить портфолио, которое играет большую роль в глазах приемной комиссии. Что должно быть в портфолио и как оно должно выглядеть?

В портфолио абитуриент демонстрирует свои публикации в СМИ, а также грамоты, благодарственные письма и всё остальное, что показывает его заинтересованность в журналистике и его усилия на этом пути. Получение высшего образования в сфере журналистики — один из тех немногих случаев, когда определенные знания и умения нужно продемонстрировать уже на стадии поступления.

Нельзя прийти и просто сказать «я, пожалуй, хочу стать журналистом». Конкурс довольно большой и члены приемной комиссии стараются отсеять тех, кто по ошибке выбрал эту специальность и отобрать тех, кто с большей долей вероятности преуспеет на этом поприще. Комиссия будет учитывать баллы ЕГЭ, а также оценивать ваше портфолио, собеседование и выполнение письменной работы в ходе ДВИ (дополнительные вступительные испытания).

Давайте представим самый идеальный вариант подготовки к поступлению на журфак. Опишем самый-самый лучший вариант, а затем перейдем к реальности и формированию своего портфолио. Юный человек еще 8-9 классе задумался о будущей профессии и заинтересовался журналистикой. Он начинает читать сайты о журналистике, осмысленно смотрит телепередачи, читает новости, с пристрастием учится на уроках русского языка и литературы, ходит в какой-нибудь детско-юношеский центр на занятия для юных журналистов, проходит онлайн-курсы, смотрит соответствующие вебинары, участвует в деятельности школьной газеты.

В итоге к моменту поступления у него мощный багаж теоретических знаний по журналистике, множество дипломов, грамот, благодарственных писем, публикаций в газетах и на сайтах. Он берет все свои статьи и прочие материальные доказательства своих знаний и стараний (а электронные распечатывает) и оформляет в красивую папку с титульным листом. Иногда просят предоставить и в электронном виде, значит надо всё отсканировать. Всё, наш герой готов к ДВИ, у него очень большие шансы на успех.

Но это идеальный вариант, так бывает далеко не всегда. И если вы не гений современной журналистики с блестящими достижениями в свои 17-18 лет, то это не повод отказываться от своих планов. Надо просто начинать действовать как можно раньше и не опускать руки даже если до поступления остались считанные дни.

Наша Школа журналистики очень хорошо помогает абитуриентам уже не первый год. И мы счастливы, когда наши ученики поступают в престижные российские вузы. Например, если вы пройдете обучение на наших курсах, то у вас кроме знаний еще будет сертификат о пройденном обучении, рекомендательное письмо от Школы журналистики и публикации. Это самый лучший вариант, это мощный вклад в свои знания основ журналистики и формирование портфолио, которое обязательно предоставляется при поступлении.

Есть у нас и более простой вариант — просто интервью. Мы высылаем Вам вопросы, Вы отвечаете, мы корректируем/редактируем, публикуем на сайте Школы журналистики, высылаем Вам в сканированном виде с печатью, подписью. Интервью может дополнить ваше портфолио, тем более в нём Вы будете представлены как абитуриент, который мечтает поступить на журфак, рассуждающий о профессии и т.д.

Портфолио, как правило, предоставляется приемной комиссии при подаче документов в вуз. Ваше портфолио будут с вами обсуждать на собеседовании. Портфолио играет огромную роль в глазах членов приемной комиссии, а интервью может дополнить его. Учитесь, действуйте, формируйте убедительное портфолио и всё у вас получится!