Travel-журналистика. Озеро Иссык-Куль и горы Тянь-Шаня

Горы Тянь-Шаня

Travel-журналистика – это то направление журналистики, благодаря которому люди могут узнавать о тех или иных местах на планете Земля. Мы живем в таком большом мире, и, наверное, каждому хочется узнать его получше, собственно, это и помогает сделать travel–журналистика.

Шесть лет назад я вместе с родителями отправилась в захватывающее путешествие, воспоминания о котором до сих пор хранятся в моей памяти. Было лето, мы выбирали, куда нам отправиться, и после некоторых обсуждений было принято решение – мы собираемся ехать на озеро Иссык-Куль, в Киргизию. Эти места славятся своей природой, необыкновенными ландшафтами, пейзажами, в сущности именно они и запомнились больше всего.

Коттеджи пансионата «Нур»

Прибыв только в пансионат «Нур», окружающая среда уже успела захватить наше дыхание: повсюду цветы, деревья, кусты, необычные по оформлению дома и самое восхитительное – вид на горы Тянь-Шань.

Отдохнув с дороги, мы отправились к самому озеру Иссык-Куль, на пляж. Мало того, что это место привлекает туристов из разных уголков света своими золотыми песками, чистой лазурной водой озера, так к тому же здесь сильно развиты развлекательные и другие услуги. Так, я успела познакомиться с ястребами и верблюдами и испробовать некоторые аттракционы, мне набили временную татуировку, я попробовала желтую черешню (и она, между прочим, была на самом деле очень вкусной: сочной и сладкой).

На пляже озера Иссык-Куль

Хочу отметить, что озеро Иссык-Куль – соленое, поэтому если вы хотите оздоровиться, смело езжайте сюда. Более того, оказавшись на Иссык-Куле, вы обязательно должны отправиться на экскурсию в горы и горячие источники. Лично для меня данная часть путешествия стала любимой. Горы поистине захватывают дух: высокие деревья, стремящиеся достичь солнца; крутые склоны; водопады.

В горах я также покаталась на лошади, поела ягод, а обедом стала жареная рыба. В данной местности я также встретила дикого зверя, который всеми силами старался отобрать у меня еду.

Тот самый дикий зверь

На горячих источниках проводить время понравилось моим родителям. Лично мне они показались немного скучными, но в их защиту стоит сказать, что они представляются не сколько развлечением, сколько способом поправить здоровье.

Так, исколесив и исходив разные места Иссык-Куля я ни разу не пожалела, что местом отдыха мы выбрали именно его. Побывав здесь, я однозначно отдохнула от городской суеты, познакомилась с новой культурой, природой.

Travel-журналистика необходима людям, ведь она позволяет не только выбирать лучшие места для отдыха, но и просто знакомит людей с географией, достопримечательностями и увлекательными особенностями тех или иных мест. На сегодняшний день мне 18 лет, и за моей спиной не так много путешествий, тем не менее, смотря travel-блогеров, я всё больше и больше думаю о будущих поездках. Когда придет время, я обязательно познакомлюсь с Европой, её городами, природой – по крайней мере, на данный момент я бы хотела отправиться именно туда.

Ксения Киндеева

Стендап и синхрон. Практика

стендап телевидениеТермином «стендап» называют работу корреспондента в кадре. Журналист находится непосредственно на месте события и передает информацию.

Согласитесь, есть большая разница в восприятии информации зрителем, если за спиной корреспондента можно увидеть разбившийся вертолет и работу пожарной службы, в сравнении с диктором, просто читающим с телесуфлера скудные данные о чрезвычайном происшествии.

Стендап используется во многих самых разных ситуациях. Например, редакция работает с информацией «В сезоне весна-лето 2021 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1965 году». Видеоряда той давней коллекции в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет со стендапом, например, у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ или в российском доме моды, где тоже представлены подходящие коллекции.

В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор и журналист успешно работают вместе, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным.

Стендап может открывать сюжет, вписаться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует  присутствие репортера в центре события.

Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в некоторых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте.

Теперь давайте поговорим о синхроне. Для журналиста, который давно работает в печатном/интерет-издании, на телевидении, интервью не является слишком сложным жанром. Синхроном называется небольшое интервью в видеосюжете. Название происходит от необходимости синхронизации видео- и аудиоматериала. Раньше видеоизображение человека и его голос записывали на разные устройства. Сейчас, в большинстве случаев, тоже звук записывают на отдельное звукозаписывающее устройство. Потом аудио и видео сводится в один файл, синхронизируется. Отсюда и название «синхрон».

Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента сказанного интервьюируемым. На практике же часто бывают ситуации, когда человек озвучивает принципиально важные моменты раздельно — в начале своего выступления, затем в середине и, например, в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование. Всё лишнее уберут, всё важное оставят.

Практическое упражнение

Мы предлагаем вам поупражняться. Такое задание мы даем на наших курсах по подготовке к журфаку. Запишите видео с вашим участием. Например, расскажите о каком-то интересном месте в вашего городе, населенном пункте. По этой ссылке можно посмотреть как с этим заданием справлялись наши молодые студентки.

Записать звук (например, когда берете интервью или записываете подводку к видео) можно с помощью любого бесплатного приложения «диктофон». Если у вас на телефоне он не установлен, найдите его в Play Market или App Store, установите и попробуйте что-нибудь записать.

Итак, мы предлагаем вам записать короткое видео (несколько минут), в котором рассказать об интересном месте в вашем городе, в вашем населенном пункте. Это будет больше похоже на видео блогера, но зато в нём будут все журналистские составляющие телесюжета. Алгоритм действий:

1. Стендап-подводка. Находясь в выбранном месте, запишите видео со своего смартфона, просто держа его в руке. Представьтесь и скажите, что хотите рассказать об интересном месте.

2. Поснимайте выбранное место с разных ракурсов.

3. Напишите короткий закадровый текст, озвучьте его и запишите с помощью приложения-диктофона.

4. В программе InShot или любом другом видеоредакторе сведите всё в одно видео.

5. А если хотите, чтобы было совсем круто, то добавьте синхрон. Спросите об этом месте прохожего или попросите сказать пару слов друга/подругу.

Елена Гуляева, Алексей Родионов

Аналитический жанр «статья»

жанр статьяЧасто обычные люди, да и порой сами журналисты, все журналистские тексты называют статьями. На самом деле, статья — это один из жанров, а есть другие — новостная заметка, интервью, репортаж и т.д.

Статья относится к аналитическому жанру. Говоря сложным языком, это публикация в СМИ, в которой представлена совокупность фактов и причинно-следственных связей, отражающих значимые для общества вопросы и явления, а также содержащая выводы автора.

Как говорится, почувствуйте разницу. Например, новостная заметка — это просто сообщение о событии, в которой даются ответы на простые вопросы — что произошло, где, когда, кто участвовал и т.д. А в статье приходится «копать» глубже, анализировать, делать выводы, просматривать причинно-следственные связи.

Практическое задание

Поупражняйтесь, напишите статью, полноценный журналистский материал. Сделайте это по следующему плану.

  1. Определитесь с темой статьи. Это может быть что угодно — обустройство города, развитие образования, российский кинематограф и так далее.
  2. Найдите информационный повод на эту тему. Что-то, что произошло недавно, об этом вы напишите в самом начале статьи.
  3. Используя разные источники информации (пресс-релизы, сообщения других СМИ, комментарии знакомых и т.д.) напишите текст.
  4. Постарайтесь в статье сделать свои выводы, обобщения.

Не гонитесь за большим объемом текста и не старайтесь сделать статью идеальной, ведь вы только учитесь.

Например, произошел резкий рост стоимости недвижимости. Тема волнует многих, ведь  одни планировали покупать квартиру, другие продавать свой дом, а остальным просто интересно как меняется стоимость их жилья. Мы сообщаем о росте стоимости, не забыв указать источник этой информации. Затем берем комментарии специалистов менеджера агентства недвижимости, экономиста и т.д. Стараемся сделать материал глубоким, пытаемся понять причины произошедшего и сделать прогнозы на будущее.

Структура статьи

Рассмотрим структуру статьи. Если написать её сплошным текстом, то статья будет плохо восприниматься читателем и будет проигрывать в сравнении со структурированным материалом. В статье шаг за шагом должны следовать: заголовок, лид, введение, основная часть, выводы, заключение.

Определитесь с темой статьи. Что самое главное в материале? Это не должно быть «все, что я знаю на такую-то тему». Должна быть конкретика, например: «уровень преступности в городе снижается». Или «пенсии растут, но отстают от уровня инфляции». Или если мы в роли копирайтера пишем для тематического сайта, например, главной мыслью будет «детям полезно есть клубнику» или «после 40 лет необходимо проходить медицинское обследование каждый год».

Заголовок можно придумать как в начале написания материала, так и после его завершения. И в том и в другом случае есть свои минусы и плюсы. Если мы придумываем заголовок вначале, у нас есть возможность посмотреть на свою будущую статью как бы со стороны и ухватить её суть. Если же мы придумываем заголовок в самом конце, то с одной стороны мы уже точно знаем как и о чем написали, а с другой стороны на нас «давит» весь текст, много мелких подробностей и цитат. Во втором случае легко ошибиться и заголовок будет отражать какую-то незначительную деталь материала, а не его главную мысль.

Поэкспериментируйте и определитесь когда вам легче придумывать правильные, хорошие заголовки. Может быть, какая-то идея для краткого, броского заголовка придет вам в голову сразу, а может над этим придется потрудиться. Выпишите или мысленно выберете главные слова вашей статьи, например: овощи, теплица, кредит, фермер, огурцы. Исходя из этого, придумайте заголовок: «Агробизнес в кредит», «Тепличный рай для огурцов», «Огурцы от предприимчивого фермера» и т.д. Это примеры заголовков, которые подойдут для печатных изданий. На информационных сайтах заголовки будут иными: «Фермер из такой-то области выращивает гигантские огурцы», «Крестьянские хозяйства берут кредиты на строительство теплиц» и т.д.

Теперь поговорим о введении и основной части статьи. Здесь есть два подхода. Первый хронологический, второй логический (от общего к частному). С первым всё более или менее ясно: вы строите статью в хронологическом, временном порядке. Например, таким образом: в прошлом году был принят такой-то законопроект, это привело к таким-то результатам в начале этого года, такие-то политики сказали то-то и то-то, на данный момент ситуация складывается следующим образом.

В логическом структурировании статьи, как правило, во введении озвучивается главная мысль, а далее идет более детальное описание. Приведем пример. Заголовок «Ставка на индустриализацию». Подзаголовок или введение «Государство делает ставку на обрабатывающую промышленность, об этом заявил президент в ходе такого-то выступления». А далее подробненько описываем все известные нам детали. Далее следуют выводы. Довольно сложно здесь дать рекомендации. Вы должны сопоставить факты, цифры, исходные данные и сделать определенные выводы и прогнозы.

Теперь продумываем заключение. Оно позволит нам создать впечатление логически законченного материала, а не оборванного неожиданно. В случае с теплицами и фермером таким предложением может быть следующее: «Проблем у фермеров много и, тем не менее, они продолжают работать каждый день и надеются на субсидии государства». В случае с индустриализацией и промышленностью что-то вроде: «Отметим, что разговоры о переходе от добывающей к перерабатывающей промышленности идут уже не первый год. И только сейчас от слов перешли к делу, приняв соответствующую государственную программу».

Мы вновь хотим напомнить, что стать хорошим журналистом и писать качественные тексты можно только «набив руку» на практике. Поэтому рекомендуем вам посещать разные мероприятия, читать пресс-релизы, вести свой блог, писать для СМИ внештатно в разных жанрах и т.д.

Хотите поступить на журфак МГУ? Учите историю!

Давайте рассмотрим темы сочинений и редакционных заданий, которые были в Московском государственном университете в прошлые годы, и вам всё станет понятно.

Например, в 2016-м году в МГУ были две темы сочинения на ДВИ творческой направленности по направлению «журналистика» на выбор — «Петроград в огне революции» и «Женщины и война». Максимальное количество баллов за сочинение — 70. В качестве редакционного задания предлагались две  темы — «Основание московского университета» и «Блокада Ленинграда». Здесь не обойтись без знания истории. Максимальная оценка за редакционное задание была 30.

В 2017 году в Московском государственном университете были уже, конечно, другие темы — «Книги в жизни дворян пушкинских времен» и «Отношения отцов и детей в эпоху социальных потрясений 20-го века». И если про потрясения мы, журналисты с многолетним опытом, еще могли бы написать, то про книги дворян было бы написать очень непросто даже журналисту с опытом и неплохой эрудицией. Так что вам нужно готовиться серьезно, изучая историю, если хотите поступить на журфак МГУ. Редакционное задание в этом году было на выбор — «Опричнина» и «Начало холодной войны». Нужно было выбрать трех не вымышленных персонажей того времени, которые могли бы предоставить вам информацию или дать комментарий, и задать им по 3 вопроса. 9 вопросов современникам опричнины? Мы находимся в легком шоке. Максимальные оценки за сочинение и задание были, как и в предыдущем году, 70 и 30 баллов.

В 2018-м и 2019-м годах темы сочинений были следующими: «ключевое сражение в Отечественной войне 1812-го года», «ответственность личности за свою судьбу» (о, спасибо, это уже намного лучше), «война есть одно из величайших кощунств над человеком и над природой (слова Александра Пушкина)», «мои размышления о России начала 20-го века». Редакционные задания — «строительство Московского Кремля в 16-м веке», «запуск программы освоения космоса СССР», «партизанское движение в войне 1812-го года» и «падение монархи в России». Максимальное количество баллов неизменны — 70 за сочинение и 30 за редакционное задание.

Кроме сочинения и редакционного задания в российских вузах традиционно еще проходит собеседование с абитуриентами, на котором члены комиссии задают самые разные, подчас очень хитрые вопросы.

Как видите, для поступления на журфак МГУ нужны глубокие знания по истории. Вы должны быть готовы к любому периоду отечественной истории. Что делать? Учить историю России и учиться писать сочинения, а также правильно работать с редакционным заданием.

Еще хотим обратить внимание, что такие специфичные темы именно в МГУ, во многих других вузах темы письменных работ при поступлении более общие. Например, «а вот был случай», «у меня есть друг» или «я хочу рассказать об этой проблеме».

Приглашаем пройти онлайн-обучение по подготовке к поступлению на журфак. Почитайте о наших курсах по этой ссылке.

Журналисты и безопасное поведение в интернете

Не забывайте о безопасном поведении в социальных сетях. Всё в этом мире имеет свои плюсы и минусы. Социальные сети – не исключение. Хитрый мошенник из информации, опубликованной на вашей страничке в соцсети, может узнать ваши имя, фамилию, социальный статус, город и место проживания, имена ваших родственников и т.д. Всё это он может использовать в своих корыстных целях. Поэтому думайте, что публиковать, а что нет.

Есть еще одна угроза в соцсетях: в Сети журналиста легче обмануть. Вы можете расслабиться и быть уверенным, что переписываетесь, например, с местным депутатом. А этот аккаунт может оказаться фейковым (поддельным) или взломанным злоумышленниками. Сейчас многие крупные российские и иностранные СМИ выпускают внутренние инструкции для журналистов по работе в соцсетях, их основная задача – не допустить ошибок и предотвратить распространение ложной информации.

Также из-за постов на личной странице в соцсети у вас могут возникнуть проблемы в вузе или на работе. Свобода слова – это, к сожалению, пока только ориентир, к которому стремятся в странах бывшего Советского Союза. Например, из-за оппозиционных высказываний у журналиста могут быть неприятности. При этом надпись в соцсети «это моё личное мнение, оно не отражает мнение редакции СМИ, в котором я работаю» не поможет.

Не так давно BBC опубликовало инструкцию для журналистов по поведению в социальных сетях. Основные мысли из этого документа можно кратко сформулировать так:

— не забывайте, что вы работаете на BBC, всё что вы делаете в соцсетях отражается на репутации компании

— не говорите о политике, не высказывайте своих пристрастий

— если вы хотите опубликовать сомнительный пост, то посоветуйтесь с руководством

Всё это можно расценить как давление на журналистов, но такова реальность и ситуация в российских СМИ не лучше.

Завершим позитивным примером. Посмотрите аккаунт в Инстаграме журналистки Анны Коротченковой https://www.instagram.com/anna.korotchenkova/ Она несколько лет писала статьи для нашего сайта Школы журналистики. В Инстаграме она всегда на связи со своими спикерами и самыми лояльными читателями. Анна рассказывает о своей работе и немного о себе. У людей, которые даже не знакомы с ней лично, уже создается определенное мнение о ней и её деятельности, а также, возможно, появляется желание сотрудничать.

Ночной редактор

Обсуждали с нашей онлайн-студенткой возможности дальнейшего трудоустройства и вспомнили о вакансиях, которые в последнее время встречаются всё чаще. Удаленный ночной редактор. Такие вакансии существуют в крупных интернет-изданиях.

Где находится такой редактор? Дома. Работает удаленно.

Что делает? Обрабатывает тексты и публикует их на сайте.

График работы? Может быть разным, как правило, одна из трех ночей.

Оплата? Высокая, примерно в 2 раза выше, чем у журналиста.

Какие минусы? Не физиологичный режим работы, ночью полезнее спать.

А плюсы есть? Можно работать хоть на московское интернет-издание, а находиться при этом в пригороде Владивостока.

Вот, например, мы заглянули на сайт вакансий и нашли там объявление «требуется ночной редактор для редактуры телевизионных сюжетов и адаптации их для сайта, работа с текстом». То есть они хотят чтобы человек «обрабатывал» какие-то телевизионные сюжеты — смотрел их, превращал в текст, редактировал для последующей публикации на сайте.

По нашему мнению, новичку легче даже начать с такой работы, ведь работа «в поле» (то есть когда журналист выезжает на место событий, берет интервью, фотографирует и т.д.) имеет много нюансов и сложностей. А обработать, например, пресс-релиз – убрать из него лишнее, правильно написать заголовок и оформить цитаты как надо – с этим может справиться любой грамотный человек, который, например, прошел наши курсы.

Вы можете стать журналистом

Наш коллега Джон Уилсон (г.Тусон, Аризона, США) подготовил этот текст специально для Школы журналистики.

Если вы любите смотреть, писать, фотографировать… Если вам это интересно и вы можете поговорить с людьми, хотите быть объективными, честными и любознательны, то почему бы вам не стать журналистом?

Можно пойти сложным путем и пройти длительное обучение в учебных заведениях, а можно пройти курсы или почитать книги о практической составляющей журналистики, а опыта набраться на практике.

Журналист — это человек, который занимается созданием, подготовкой, редактированием материалов для СМИ. Как журналист, вы можете изо дня в день проявлять свой талант в написании текстов и легкости речи. Вы будете писать и зарабатывать, но важно уметь слушать людей, собирать информацию и учитывать несколько точек зрения, а не только одну.

Любознательность и неравнодушие

Если вы хотите стать журналистом, вы должны быть заинтересованы во всем, что происходит вокруг вас. Вам всё должно быть интересно. Новый закон, проблемы в обществе, новый городской парк и проблемы материнства и детства, а также многое-многое другое. Политика, культура, искусство, литература, музыка, кино, спорт или конкретные научные исследования, право, экономика, психология, политология, социальная коммуникация,  филология, социология, медицина , компьютерные науки, электроника и т.д. Вы должны немного разбираться во всем, но при этом важно, чтобы вы были особенно хороши в чем-то. Вы становитесь специалистом в какой-то области, будь то экономика или освещение новостей медицины.

Именно поэтому стоит сегодня сконцентрировать свое время, внимание, энергию и усилия на том, чтобы углубить свои знания, расширить свой кругозор, узнать, развивать свои увлечения и интересы, стать умнее, много читать, быть творческим и бдительным к информации.

Убедитесь, что это может стать вашим хобби и вы на самом деле знаете по конкретной теме больше, чем другие. Сделайте это своим журналистским профилем. Сказать, что журналист должен знать всё обо всем — глупо, это невозможно. Но разбираться во многом и иметь свой «конёк» — это мудрое решение. Знание о той или иной области, об экономике, бабочках или астрономии, часто может решить судьбу журналиста, ведь многие знания востребованы современными СМИ.

Для того, чтобы стать журналистом, не обязательно изучать журналистику в университетах. Вы все еще можете перейти в другую область, удачно поменять профессию. Но важно научиться основам журналистики. Нужно знать что такое интервью, как  его осуществить, как писать новости, а как написать статью и репортаж. Нужно прочитать некоторые книги по этой теме, искать информацию о журналистике в Интернете.

Попробуйте уже сейчас

Вам не нужно бояться думать, спрашивать, наблюдать, писать, фотографировать, говорить. Сегодня вы можете попробовать свои силы и начать вести блог, выступать на интернет-форумах или писать статьи для сайтов. Вам не нужно делать это профессионально. Важно то, что вы пробуете, пытаетесь и учитесь. В конце концов, практика делает вас совершенным.

Человек, который хочет быть журналистом, должен быть в первую очередь открытым, любопытным по отношению к этому миру, честным, независимым, объективным, ответственным, терпеливым, любознательным, настойчивым, надежным, творческим, коммуникабельным, трудолюбивым, устойчивым к стрессу. Но на всё это способен обычный человек, способны вы. И поверьте, работа хорошего журналиста хорошо оплачивается.

Хороший журналист — это человек, который пытается понять других, их намерения, интересы, проблемы. Качественную журналистику легко отличить. Она в дополнение к описанию событий также даёт объяснение их причин. А для этого вам нужно быть умными, статься думать каждый день.

А может вы станете редактором?

Отдельный разговор о таком персонаже редакции как редактор. Он должен быть открыт для людей и мира, для интересных событий, постоянно учиться и совершенствоваться как журналист. Он должен демонстрировать коллективу редакции общее направление издания, его политику, показывать легкость формулирования мыслей, знание законов о СМИ, ответственность за печатные слова. Кто-то пошутил, что журналист — это обезьяна с большой бомбой, одно неосторожное движение и можно уничтожить немало людей. Сказанное журналистом слово может принести и радость, и боль.

Как редактор, вы можете работать в газете или журнале, на ТВ или радиостанции, в интернет-порталах. Редактору тем более не обязательно иметь журналистское образование. Нужно быть хорошим управленцем и журналистом. Будучи редактором вы можете писать, читать, смотреть, слушать, оценивать и редактировать тексты. Иногда редактор может не писать тексты.

Тонкости интервью

«Какие вопросы задавать в ходе интервью и можно ли менять слова интервьюируемого?» — на эти вопросы ответил мой друг, тренер Школы журналистики Сергей Барановский:

«Нужно спрашивать то, что интересует простых людей, ваших читателей и зрителей, не журналистов. Они не могут задать свои вопросы этому чиновнику, спортсмену или актеру, а Вы можете.

Начинающие журналисты часто пытаются придумывать сложные вопросы, хотят показаться экспертами по всем темам. А нужно задавать простые вопросы, которые бы задали простые люди.

Если, например, открывается новая спортивная школа, то спрашиваем руководителя «какие будут секции?», «занятия будут платные или бесплатные?», «для детей или для взрослых?», «с какого возраста?», «чем ваша школа отличается от других?» и т.д.

Текст сказанного можно корректировать, но не меняя смысл. Должно быть удобочитаемо, но как можно ближе к оригиналу. Люди часто говорят так, что это невозможно опубликовать. Также и наши вопросы — вы можете задать 5 простых уточняющих вопросов, а в тексте оставить только главный вопрос, но использовать все ответы интервьюируемого.

Единственное исключение, когда нужно публиковать слова спикера дословно, если речь идет о президенте, министрах и прочих слишком важных персонажах. Их лучше цитировать дословно, а то у таких людей и их пресс-секретарей могут возникнуть к вам претензии».

Пора действовать!

Вы можете делать журналистские расследования. Кроме того, вы не должны опасаться работать «в поле», чтобы наблюдать и описать то, что вы видели на месте и делать это объективно. Вы также должны нести ответственность за свои слова. Хороший репортер должен уметь легко формулировать мысли, логически мыслить, чтобы точно судить о событии. Кроме того, он должен уметь легко проникнуть в обстановку, которая его интересует.

Если вы считаете, что вы хотите стать журналистом, то вам нужно просто начать писать, снимать, учиться. Не волнуйтесь, что вы где-то работаете, можно совмещать. Главное — постоянно тренироваться, учиться, набираться опыта. Важно пробовать вновь и вновь.

Напишите статью о том, что вас интересует, завораживает, сердит или кажется смешным. Важно чтобы вы сделали это интересным образом, пишите ясным и простым языком. Вы можете написать на местную тему или по всей стране, по всему миру. Вы можете написать о спорте, кино, политике, культуре, науке. Важно получать удовольствие и удовлетворение от этой работы. Тогда всё будет хорошо и всё получится.

Основы теории и истории журналистики

Книга Ю.Ч. Чемякина «Основы теории и истории журналистики» — отличное начало для изучения основ деятельности СМИ. Здесь даются фундаментальные знания и понятия, которые рассматриваются и объясняются самым основательным образом.

Данное пособие разделено на две части: основы теории и история развития. В первой части рассматривается СМИ во всем его многогранном понятии. Даются и объясняются все виды журналистики, причем, автор предоставляет нам сравнение всех видов, отмечает отличительные черты и схожие моменты, подает информацию максимально объективно.

Интересно будет также отметить, что автор использует в своем тексте определения других специалистов в этой области, обязательно ссылаясь на источник. Дает мнение не одного профессионала, а нескольких, благодаря чему в голове складывается целостная картина. После прочтения более глубоко раскрылось понимание того, насколько важные функции выполняет журналистика в мире. До этого мне не приходилось даже думать о таких важных вещах, которые несут в себе журналистские тексты. То есть это не просто информирование общества, это еще и аналитические, интеграционные функции. Теперь я совершенно по-другому смотрю на деятельность журналистов, я переосмыслила то, как надо подавать и воспринимать информацию.

Помимо этого, тут даются такие знания, как типология СМИ. Очень структурировано автор написал, как и где СМИ распространяются, кто может выступать их учредителем, для кого вообще те или иные материалы предназначены. Показан и рассказан каждый самый меленький аспект, на который, казалось бы, и не стоит обращать внимания. Однако информация подается очень решительно и развернуто, поэтому каждый новый абзац дополняет другой, раскрывает смысл все больше и больше.

В этой части лично мне, например, было очень интересно прочитать про жанровые разновидности журналистских произведений. Теперь мне известно, жанры собираются в жанровые группы, и что насчет распределения этих жанров многие специалисты еще спорят. Открылось видение того, какие возможности в каждом жанре есть у журналиста. Лично мне особенно понравились художественно-публицистские жанры. Конкретно в них может больше всего раскрыться писательский потенциал.

Как бы то ни было, автор дает понять, что все жанры объединены одной целью — рассказать, донести и проанализировать полученную информацию. Это весьма вдохновило, и у меня появилось ощутимое желание попробовать себя в жанре рецензии, например. Может быть, с таким подробным разбором, давший понять, что, как и где писать, у меня реально получится что-то стоящее.

Вторая часть не менее интересная, чем первая. Там рассматривается больше зарубежная журналистика, так как отечественная история СМИ, по словам автора, должна преподаваться студентам отдельно. Так вот, история журналистики, можно сказать, зарождается вместе с человечеством. Поэтому эта часть — увлекательный рассказ о том, как эволюционировали СМИ вместе с обществом. Сведения об истории журналистики даются вместе с объяснением того, почему и как в разное время люди нуждались в информации.

Невероятно увлекательно было узнавать о том, что исторические истоки журналистики упираются в Древний Рим и Китай. Очень важная информация, показывающая, что общество не развивалось бы без информации. Показан весь ее долгий путь становления в настоящие журналистские материалы. Например, я бы никогда не подумала, что первые периодические издания зарождались в Германии. В голове выстроилась абсолютно четкая картина того, как осуществлялись первые попытки создать печатные СМИ, где это получалось лучше, а где — хуже.

Также на примере Великобритании тут рассматривается борьба народа за свободу печати. На примере этого государства потому, что «британские достижения в сфере журналистики начинают активно изучаться и служить образцами для подражания в других странах». Тема раскрывается увлекательным рассказом о том, как журналисты боролись с правительством за свободу слова. Тогда за то, чтобы напечатать какую-то информацию, особенно ту, которая касалась верховной власти, приходилось приложить нечеловеческие усилия, чтобы обойти всякие запреты. Государство ведь грозило серьезными наказаниями за распространение невыгодной для него информации. Но народ отчаянно боролся, для него не были страшны ни тюрьмы, ни виселицы.

Таким образом, по мере чтения, можно пройти весь путь от самого начала до конца, когда верховная власть поняла, что народ добьется своего. Конечно, во многом важную роль играло политическое устройство и важные исторические события, например, такие, как Великая французская революция. Под конец автор плавно переходит в современность, дает некоторые прогнозы на будущее, оценивает действительную картину. Но такая информация дается на многих курсах журналистики, поэтому останавливаться на ней долго не буду. Главное, что она преподносится аналитическим прогнозом и разбором, поэтому каждый может понять, чего стоит ожидать от современности.

У данного пособия бесконечное множество плюсов, как-то: понятный язык, поясняющий все термины, которые дает автор, мнения других специалистов, без предвзятости автор относится к тому, о чем пишет, сам материал книги усваивается легко и запоминается, заставляя задуматься и посмотреть на журналистику под другим углом. Большим плюсом является то, что вся информация в каждой части поделена на главы, а после каждой такой главы даются контрольные вопросы, которые помогают закрепить полученные знания.

Безусловно, я бы посоветовала книгу Ю.В Чемякина для всех, что хочет лучше понимать окружающий мир, потому что он во многом познается именно благодаря журналистике.

Анна Герасимова

«Золотое решение» или «Как QIWI Кошелек сделал мою жизнь проще»

кивиМного лет назад мы с единомышленниками запустили интернет-проект «Школа журналистики», ведь нам есть о чем рассказать молодым людям, интересующимся этой темой. К этому времени у меня накопился опыт не только сотрудничества с печатными и электронными СМИ, но и два десятка пройденных семинаров по журналистике. Коллеги-соратники тоже не отставали – фонтанировали идеями и обучали молодых людей, проявляющих интерес к журналистике. Учили юношей и девушек писать свои первые информационные заметки, объясняли различие жанров и другие детали профессии. читать далее

Прага глазами трэвел-журналиста

Староместская площадь — старинная площадь Праги, расположенная в историческом центре города

Трэвел-журналистика – это направление в журналистике, которое рассказывает о путешествиях. В последнее время такой вид материалов стал особенно популярен, так как он представляет собой своеобразную смесь информации и развлечения.

Людям интересно узнать о путешествии в другую страну, которую они сами давно хотели посетить, прочитать удивительные факты о разных городах и туристических местах, познакомиться с бытом и культурой народов мира. Все эти потребности удовлетворяет трэвел-журналистика.

Прага, Чехия

Я хочу рассказать о своей незабываемой поездке в Прагу, столицу Чехии. Решение поехать в этот чудесный город возникло спонтанно: мой отец – художник, и он решил посетить Всемирный конгресс экслибрисов, который тогда проводился в Праге. Решив поехать туда всей семьёй, мы ещё не знали, что едем в самое сердце старой Европы!

Все фотографии, которые я сделала в столице Чехии – чёрно-белые. Это неслучайно: на мой взгляд, только монохром способен наиболее ясно передать величие пражской архитектуры. Скажу честно: оказавшись на улицах Праги, я подумала, что очутилась в сказке.

Прага, Чехия

Произведения искусства здесь не нечто необычное, а обыденность, которую можно встретить на каждом шагу. Именно поэтому туриста в Праге очень легко отличить от местного жителя: приезжие, как правило, с огромным интересом и удивлением в глазах рассматривают скульптуры, барельефы, витражи, которые можно заметить даже на стене простого жилого дома!

Прага – воистину исторический город. Ходя по нему, чувствуешь невероятную связь времён, понимаешь, что сотни лет назад по этим же улочкам ходили великие монархи и купцы, рыцари и ремесленники, священники и простые горожане… Это непередаваемое ощущение.

Скульптура св. Яна Непомуцкого на Карловом мосту в Праге

Достопримечательностью, которая произвела на меня особое впечатление, я могу назвать знаменитый Карлов мост. Мы пришли посмотреть на него на рассвете, тихим безлюдным утром. Мост, построенный в XIV-XV веках поражает своим величием. Чешские короли, библейские сюжеты, святые мученики – всё это скульптуры, расположенные по периметру моста. Прекрасные и безмолвные, они поражают своим величием и красотой, сохранившейся в веках.

 

Скульптура в виде головы писателя Франца Кафки в Праге

В Праге поражают не только исторические достопримечательности. Современные скульптуры, которых в городе множество, тоже очень интересны и кажутся простому туристу необыкновенными. Вот, например, знаменитая «Голова Франца Кафки», известного чешского писателя, расположенная в самом центре столицы. Скульптура механизирована: она находится в постоянном движении, которое завораживает и удивляет своей замысловатостью.

Костница или Костёл Всех Святых в городе Кутна-Гора

Пригород Праги не менее интересен, чем сама столица. Обязательным местом для посещения я бы назвала Костницу – готический кладбищенский костёл, расположенный в городке неподалёку от Праги. Его удивительная особенность заключается в том, что интерьер церкви полностью отделан человеческими костями.

Да-да, настоящими человеческими скелетами и черепами. Как сообщил экскурсовод, эти ненесчастные погибли во время страшной эпидемии Чумы ещё в далёком Средневековье. Как бы то ни было, ходить по церкви, внутреннее убранство которой отделано скелетами около 40 000 людей жутко, но не менее интересно.

Подводя итог своему мини-репортажу, хочу сказать, что никогда не смогу описать то, какое впечатление произвела на меня Чехия, в полной мере. Это уникальная страна с нетронутой средневековой культурой, на которой многовековая история Европы оставила свой отпечаток.

Я советую всем посетить Прагу и её окрестности, погулять по мощёным улицам, насладиться многочисленными музеями и памятниками архитектуры, ощутить тесную связь с прошлым. Мне кажется, что в Чехию можно приезжать хоть каждый год, и всё равно находить там что-то новое, завораживающее, неразгаданное, мистическое…

Таяна Шиперова