Ищем источники вдохновения

хорошая идеяОксана Ниселовская, специально для Школы журналистики

Весна — капель, пробуждение, надежды. Организм человека истощен отсутствием необходимого тепла, света и витаминов. Оставаться наполненным, энергетически и творчески ресурсным сложно. Периоды эмоциональных подъемов чередуются опустошенностью. В моменты уныния мы задаемся вопросом, где искать источники вдохновения? Изучаем практические рекомендации. Читать далее

Эссе нашей студентки Анны

девушка с ноутбуком фото

Мне нравится писать. Я чувствую удовольствие, когда вижу, как мои мысли оформляются в связный текст. Проблема в том, что мне не для чего это делать. Моё желание писать не может реализоваться из-за отсутствия цели и стимула. Я уже некоторое время думала о том, что идеальным стимулом может стать журналистское задание – собрать информацию по какой-то не слишком обширной теме и оформить эту информацию в виде связного текста. Дополнительным бонусом может быть работа над стилем, то есть формой, для того чтобы эта информация была преподнесена более выигрышным способом. Читать далее

Как избавить от «воды» и не «пересушить» текст (советы копирайтеру и начинающему журналисту)

вода газетаИрина Морозова, специально для Школы журналистики

В детстве мы на 80 % состоим из воды, а в пожилом возрасте – лишь на 60 %. Как же обстоят дела с показателем «водности» в теле текста? Норма для статьи – те же 60 %, что и в старости для человека. Процент немалый! И это говорит о том, что текста «без воды» не бывает. Некоторые покупатели статей (заказчики, дающие задание копирайтеру) в техническом задании (ТЗ) любят использовать эту формулировочку. Но они имеют в виду, что «воды» должно быть по минимуму. Подразумеваются все слова, которые не несут важной информации и могут быть изъяты без потери смысла из текста. Читать далее

Хорошему журналисту копирайтинг не помеха

изображение журналист и копирайтерИрина Морозова, специально для Школы журналистики

— Журналист должен работать «в полях», а не в кабинете редакции! Если он тут надолго задержался, это для меня сигнал к тому, что что-то с ним не так, — с нажимом произнёс главный редактор старейшей газеты города, в редакцию которой мы с учениками пришли на экскурсию. Читать далее

Журналист или писатель?

фото Марк ТвекнаОксана Ниселовская, специально для Школы журналистики

Вы любите писать, но возникают сложности с самоопределением. Какую форму самовыражения избрать, чтобы одновременно соответствовать требованиям времени и не терять своего «я»? Информационную или художественную? Как себя квалифицировать? Журналист или писатель? К чему стремиться и какие цели ставить? Попробуем разобраться.

В XIX и XX веках журналистика тесно переплеталась с литературным творчеством, была его частью, малой ветвью. Писатель и поэт в России всегда имели активную гражданскую позицию. Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, будучи мастерами художественного слова, публиковали статьи, размышляя о современной литературе, о том, что волновало и тревожило их истинно патриотические умы.

Читать далее

Журналист в рекламе: что в этом плохого? /Линар Ханипов/

журналист и рекламаНа сайте Школы журналистики Сергея Барановского размещена любопытная статья о профессиональной этике на примере польского Кодекса журналистов. Постулаты схожи с теми, что закреплены в Кодексе профессиональной этики российского журналиста. Освещай честно, точно, объективно, беспристрастно. И что характерно, в обоих кодексах подвергается остракизму рекламная деятельность журналиста. Вот так это звучит в польском варианте (после перевода, разумеется):

«Высоко предосудительным считается скрытая реклама и утаивание информации для своей собственной выгоды. Журналист не должен принимать участие в рекламных акциях. Исключением может быть только социальная деятельность и благотворительность; редакционное содержание должно быть чётко отделено от рекламы и рекламных материалов».

Ну, по первому пункту, очевидно, что речь о скрытой рекламе. Она и у нас «высоко предосудительна», даже получила жаргонный термин – «джинса». Случилось это в 90-е годы, когда одна фирма оплатила журналистам заказной материал не деньгами, а джинсами. В то же лихолетье, в 1994 году, был издан Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Но к нему – позже, а пока вернёмся ко взглядам польских журналистов на рассматриваемую проблему. Читать далее

Пробное интервью, выполненное домашнее задание

Русский Израиль

О том, как живется русским в Израиле мы спросили Дарью Жданову. Здравствуйте, Дарья, расскажите как в оказались в Израиле?

— Здравствуйте. В Израиле я только 4 месяца. Я, как жена декабриста, приехала вместе с мужем(Смеется). Он гражданин этой страны. Читать далее

Жанр интервью, виды интервью

Интервью в журналистике — очень популярный жанр, один из самых распространенных. Интервью с успехом используются журналистами, работающими  в газетах, на телевидении и радио. Что такое интервью? Если очень кратко и просто — это беседа. В первых книгах по журналистики между беседой и интервью ставился знак равенства.

Читать далее

Почему изучение журналистики полезно каждому? Группы журналистских материалов

Журналистика: полезно каждомуБарманкулов в своей книге «Журналистика для всех» в самой первой главе подмечает очень интересную штуку. Ведь некоторые жанры журналистики так или иначе используются и в деловой жизни, и в повседневной работе специалистов многих профессий.

Например, интервью. В какой-то степени и адвокаты, и врачи, и судьи, и педагоги используют интервью. Читать далее

Всё о грантах, основные термины. Как заполнить заявку?

Грантодатель – организация, которая выдает грант.

Дедлайн – это крайний срок подачи заявки. В условиях грантового конкурса указывается срок, до которого вы должны подать заявку. Не откладывайте до последнего дня. Подавляющее большинство участников подадут заявки в последний день. Ваша заявочка будет в более выигрышном положении, если вы отправите её заранее.

Форма заявки. Как правило, организатор предлагает форму заявки, скачав которую, надо будет заполнить её, ответив на все вопросы. Там будет просьба указать название проекта, цели, задачи, описать предполагаемую деятельность, составить рабочий план и бюджет. Сейчас мы говорим об индивидуальных грантах для журналистов, поэтому это будет не очень сложная заявка. Как правило, в ней 3-5 страниц, которые можно заполнить за пару часов.

Проект – это план вашей деятельности, в котором есть цели, задачи, рабочий график и другие составляющие. В нашем случае конечным продуктом проекта будут написанная и опубликованная статья или несколько статей.

Цель проекта. В заявке вас попросят указать цель проекта. Например, в случае с экологической тематикой это может быть что-то типа «Улучшение экологической ситуации озера такого-то через привлечение внимания общественности и ответственных лиц». Цель мы формулируем таким образом, чтобы в ней был указан конечный желаемый результат. Целью проекта является не написание статей, не получение гранта и даже не привлечение внимания к проблеме. Цель заключается в том, чтобы добиться положительных сдвигов в рассматриваемой теме. Цель у проекта всегда одна.

Задачи проекта. Задач в проекте несколько. Все вместе они должны привести к достижению цели, которую мы указали. Например, это могут быть такие задачи как: 1. Собрать информацию по такой-то теме. 2. Подготовить журналистский материал. 3. Опубликовать в таких-то СМИ.

Бюджет. В условиях конкурса указывается на какую сумму вы можете претендовать. Исходя из нашего опыта, мы рекомендуем вам общую сумму бюджета указать в среднем диапазоне. То есть если организатор говорит что может выдать грант от 200 до 1000 евро, то нужно подавать примерно на 600 евро. Я общался с сотрудниками фондов, от которых зависит принятие решений по отбору заявок. Их логика примерно такая: если участник конкурса запрашивает мало денег, то проект слабый и бюджет у него не реалистичный, а если просит слишком много, то бюджет раздут. Я пишу упрощенно, но они рассуждают примерно так. Самый важный для нас пункт в бюджете – гонорар журналисту. Старайтесь чтобы он не превышал 50 процентов от общего бюджета. Но и не занижайте свой вклад, никто не оценит, если вы укажите для себя маленький гонорар или поставите в этом пункте прочерк. Кроме гонорара в бюджет проекта могут быть включены транспортные расходы, оплата интернета, канцелярские товары и т.д. Но основные статьи бюджета – это гонорар и транспортные расходы.

Финансовая отчетность. Как правило, грантодатель после реализации проекта просит предоставить финансовую отчетность. За свой гонорар вы никак не должны отчитываться, а вот за остальное нужно отчитаться, выслав сканированные квитанции, чеки, счет-фактуры или другие подтверждающие документы. Для грантодателя не столь важны детали, сколько важно то, чтобы по документам всё было чисто и красиво. Поэтому если, например, вас к месту событий возил ваш брат, то нужно просто заключить с ним договор об услугах и взять расписку о получении денег. Или другим способом отчитаться за потраченные в рамках проекта деньги.

Творческий отчет. Иногда грантодатель после проекта просит предоставить творческий отчет. Напишите в свободной форме о том что вы сделали, какие статьи написаны, где они опубликованы. И в любом случае вам нужно обязательно выслать ему сканеры опубликованных в рамках проекта газетных статей или скриншоты и ссылки на опубликованные материалы в интернете.