Елена Гуляева
Открываем блокнот и записываем новый термин в словарь начинающего журналиста. Герой дня — бэкграундер. Само слово может поставить в тупик, но на самом деле все достаточно просто – это подборка информации об организации, истории ее создания и становления, ассортименте продуктов и перечне услуг. Такой материал станет хорошим подспорьем сотрудникам средств массовой информации для подготовки публикации или телевизионного сюжета. Иными словами, это досье на выбранную компанию, организацию, учреждение. Бэкграундер, несмотря на краткость, должен предоставить полную информацию об объекте. Кроме того, он не имеет персонального обращения и зачастую служит основой для создания брошюр и релизов сотрудниками данной организации, а также для ознакомления новых работников с деятельностью фирмы.
Бэкграундер не стоит путать с анонсом или пресс-релизом – он не сообщает новости, а содержит исключительно справочную информацию. Его цель – дать сотруднику СМИ материал, который пригодится при составлении вопросов интервью, написании статьи или подготовке к пресс-конференции. Представитель компании может отправить журналисту бэкграундер заранее или же вложить в специальную папку, которую обычно выдают участникам пресс-конференции. Корреспонденту достаточно просмотреть содержимое папки, чтобы быстро войти в курс дела и задать правильные вопросы в ходе мероприятия.
При составлении бэкграундера, в первую очередь, стоит помнить о его длине. Это справочный документ, поэтому не стоит всеми силами ужимать информацию до половины страницы А4. Он может занимать порядка 4-5 страниц. Для журналиста, который работает над статьей в своем кабинете, лишними не будут никакие данные. Если же текст предназначен для пресс-кита, то допустим объем до 3-х страниц, поскольку на самом мероприятии корреспондент крайне ограничен во времени. Безусловно, подготовленный текст должен иметь четкую структуру, чтобы облегчить поиск нужной информации.
Что в обязательном порядке должен содержать грамотный бэкграундер? При его составлении сотруднику необходимо указать следующий набор информации: основные сведения об учреждении или компании, год основания, данные об учредителях, владельцах и инвесторах (если это возможно), этапы становления, сфера деятельности, стратегия, количество подразделений, штатная численность, имена и фамилии ведущих специалистов, отличия от компаний-конкурентов, достижения, состояние компании в настоящее время, перспективы, контакты автора и др. Разумеется, нет необходимости использовать в тексте все перечисленные элементы. К примеру, многие учредители компаний предпочитают оставаться в тени, да и руководство фирмы не горит желанием раскрывать данные о своих доходах.
Как написать бэкграундер? Следует обратить внимание на основные правила:
— пишем от третьего лица;
— выдерживаем деловой стиль;
— опираемся исключительно на факты;
— разбиваем информацию на небольшие абзацы;
— используем подзаголовки, чтобы привлечь внимание к важным деталям;
— избегаем профессиональных терминов и аббревиатур;
— оставляем контактные данные, чтобы журналист мог уточнить информацию.
Бэкграундер не отличается жесткой структурой. Он готовится по разным поводам, поэтому и его содержимое отличается: для пресс-релиза о выпуске нового йогурта или ряженки – один вариант, для пресс-конференции с директором молочного предприятия — второй вариант, для подготовки публикации о лучших работниках текущего месяца – третий вариант. Материал, как правило, представляет собой связный текст, логически выстроенный. Также имеет смысл разместить данную информацию на официальном сайте организации в открытом доступе, чтобы представители прессы не обрывали телефон, а получили нужную информацию в максимально короткий срок.