Предлагаем вашему вниманию познавательный текст на тему новостей в журналистике, его написала студентка наших онлайн-курсов Анастасия из Курска:
«Технология написания новостей не такая уж и сложная, но есть свои нюансы. Каждый начинающий журналист может буквально за пару недель освоить написание новостных (информационных) заметок.
На журфаке учат, что главное в новости – установление ценности для читателя фактов и комментариев о них. Например, если читательская аудитория лояльна к событиям мира музыки, нужно писать о музыке. Но с какой стороны к этому подойти? В новости неожиданное, сенсационное следует сочетать с общественно значимым. Допустим, в тексте о новом альбоме известного исполнителя упомянуть его благотворительный концерт в помощь больным детям. Такой подход – реализация социально-направленной, гражданской функции журналистики.
Новостью в мире журналистов считается то, что произошло за последние 24 часа. Если информационному поводу больше суток – нужно делать материал другого вида (статья, обзор, интервью), чтобы не выпускать в свет «несвежую» новость.
Западные журналисты определяют 10 факторов новости как информационного товара (продукта, который удовлетворит запросы потребителей):
• понятность смысла;
• частота повторяемости темы в данном СМИ;
• масштабность и важность;
• учёт социокультурного контекста (о чём можно, о чём нельзя писать с точки зрения религии, морали и т.д.);
• сенсационность;
• динамическое развитие события;
• причастность к миру звёзд (политики, шоу-бизнес и так далее);
• персонификация (информация о жизни конкретных людей);
• ожидаемость последствий события.
• сочетание серьёзности и развлекательности
Дальше встаёт вопрос, зачем эта новость пишется. Текст призван освещать прошедший/грядущий факт, явление; ориентировать читателя в окружающей обстановке, в том числе социальной и политической; побуждение к действию. Всё это определяет виды новости и отвечает на вопрос, о чём писать:
• о событиях;
• о происшествиях;
• о мероприятиях;
• об итогах деятельности;
• про планирование.
Чтобы новость понравилась читателю, она должна иметь не только выдержанную структуру и смысл, но и хорошие заголовок и лид. Хорошие – значит максимально информативные. Юные журналисты часто задают вопрос: а будут ли читать мой текст, если в названии и вступлении я всё расскажу? Необъяснимо, но факт: будут. Даже лучше, чем когда название и первый абзац не раскрывают тему.
Читатели новости «скролят» (скролить — прокручивать на мониторе страницу сайта) и задача заголовка с лидом раскрыть суть вопроса. Если аудитория его поймёт, то заинтересуется и кликнет на текст в поисках подробностей.
В заголовке новости профессиональный журналист использует существительные и глаголы прошедшего времени совершённого вида (не идёт, а пришёл), избегая «слабых» слов (может, хочет).
Изобразительные средства в новостном материале лишь отвлекают от сути, читателю кажется, что текст становится оценочным».
От Школы журналистики еще раз напомним про базовый момент: в новостной заметке обязательно должна быть новость, то есть событие. Именно о нём мы пишем. Например, построен стадион, умер известный писатель, вышел в прокат фильм или стартовало проведение олимпиады. Нам часто присылают тексты, в которых нет новостного повода, то есть новости нет. Сделайте самостоятельно небольшое упражнение: почитайте сайты информационных агентств (например, РИА-Новости), а затем придумайте несколько новостных поводов (событий).