Что нужно знать о новости?

Новости-журналистикаПредлагаем вашему вниманию интересный текст на тему новостей в журналистике. Спасибо Анастасии из Курска за познавательный материал.

***

Технология написания новостей довольно простая. Каждый начинающий журналист может на них набить руку за несколько дней. Между тем, для «новостников» важно не только, как написана заметка, но и что она из себя представляют.

На журфаке учат, что главное в новости – установление ценности для читателя фактов и комментариев о них. Если читательская аудитория лояльна к событиям мира музыки, нужно писать о музыке. Но с какой стороны? В новости неожиданное, сенсационное следует сочетать с общественно значимым, помогающим в социальной ориентации. Например, в тексте о новом альбоме известного певца упомянуть его благотворительный концерт в помощь больным детям. Такой подход – реализация социально-направленной, гражданской функции журналистики.

Новостью в мире журналистов считается то, что произошло за последние 24 часа. Если информационному поводу больше суток – нужно делать материал другого вида (статья, обзор, интервью), чтобы не выпускать в свет «несвежую» новость.

Западные журналисты определяют 10 факторов новости как информационного товара (продукта, который удовлетворит запросы потребителей):
• понятность смысла;
• частота повторяемости темы в данном СМИ;
• масштабность и важность;
• учёт социокультурного контекста (о чём можно, о чём нельзя писать с точки зрения религии, морали и т.д.);
• сенсационность;
• динамическое развитие события;
• причастность к миру звёзд (политики, шоу-бизнеса и так далее);
• персонификация (информация о жизни конкретных людей);
• ожидаемость последствий события.
• сочетание серьёзности и развлекательности

Дальше встаёт вопрос, зачем эта новость пишется. Текст призван освещать прошедший/грядущий факт, явление; ориентировать читателя в окружающей обстановке, в том числе социальной и политической; побуждение к действию. Всё это определяет виды новости и отвечает на вопрос, о чём писать:

• о событиях;
• о происшествиях;
• о мероприятиях;
• об итогах деятельности;
• про планирование.

Чтобы новость понравилась читателю, она должна иметь не только выдержанную структуру и смысл, но и хорошие заголовок и лид. Хорошие – значит максимально информативные. Юные журналисты часто задают вопрос: а будут ли читать мой текст, если в названии и вступлении я всё расскажу? Необъяснимо, но факт: будут. Даже лучше, чем когда название и первый абзац не раскрывают тему.

Читатели новости «скролят» (скролить — прокручивать на мониторе страницу сайта) и задача заголовка с лидом раскрыть суть вопроса. Если аудитория его поймёт, то заинтересуется и кликнет на текст в поисках подробностей.

В заголовке новости профессиональный журналист использует существительные и глаголы прошедшего времени совершённого вида (не идёт, а пришёл), избегая «слабых» слов (может, хочет, есть).

Изобразительные средства в новостном материале лишь отвлекают от сути, читателю кажется, что текст становится оценочным.

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. Наша «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.

2 комментария

  1. Да, есть учебные статьи по всем наиболее популярным жанрам современной журналистики. Чтобы найти их пользуйтесь формой поиска на сайте. Так же Вы можете подписаться на рассылку Школы журналистики, примерно раз в неделю мы высылаем учебные материалы, видео, конкурсы для журналистов и блогеров и многое другое. Наши курсы для начинающих журналистов и тех кто только хочет им стать, поэтому Вы можете смело записываться. Спасибо!

  2. Красивая

    На счет новостей всё понятно. Есть ли на вашем сайте статьи о других жанрах журналистики — аналитика, репортаж, интервью и как их писать? И как проходит обучение на ваших курсах? Может ли учиться полный «чайник» как я (есть опыт только написания заметок для школьной газеты и сочинения всегда писала на пять с плюсом).

Comments are closed.