Что такое цифровая и социальная среда

О социальных сетях и новых медиа — из курса лекций Открытого университета openu.kz. Многие природные, антропогенные катастрофы, драмы последних лет теперь автоматически отображаются лавиной сообщений в социальных сетях. Представить крупные публичные мероприятий без ведения отчетов и трансляций в Twitter, Facebook и Instagram на самом деле становится уже трудным. Для многих пользователей публикация информации в социальных сетях о каком-либо событии в числе первых становится главной целью жизни.

Пол Саффо из «Института будущего» («Institute for the Future») описал информационную революцию как «кембрийский взрыв» технологического творчества, который уже в течение десяти лет стремительно разрастается без каких-либо признаков замедления.

Одной областью, которая постоянно меняется, обновляется и перезагружается, являются медиа. Новые механизмы, которые эти изменения производят, ранее назывались обобщенно «новыми медиа», сейчас их называют цифровыми и социальными медиа.

Некоторые утверждают, что цифровые и социальные медиа демократизировали и укрепили средства массовой информации; другие считают, что они отправили их в нисходящую спираль. Независимо от того, кто и что думает, изменения неизбежны, и уже очень скоро они дадут свои плоды. Так же, как изобретение транзистора в конце 1940-х годов стало началом (тогда невообразимой) компьютерной революции.

Поскольку информация является одним из самых важных товаров в мире, рост информационных технологий изменил способ получения и обработки информации. В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. Рассмотрим конкретные примеры цифровых и социальных сетей. Поговорим об онлайн-журналистике и современных новостных редакциях. И о последствиях появления цифровых и социальных медиа для традиционных СМИ.

Что такое цифровая и социальная среда? Как следует из названия, цифровая и социальная среда включает в себя информацию и развлечения, передаваемые в цифровом виде. Это определение почти совпадает с определением средств массовой информации по книге «Медиа и Журналистика», на базе которой и строится этот курс лекций. Разница заключается в добавлении слова «digital». Цифра здесь используется как точка демаркации, потому что, строго говоря, это не только новые медиа. Дело в том, что все средства массовой информации являются сегодня новыми медиа.

Термин «новые медиа» чаще всего использовался как универсальный термин для разграничения между старыми средствами информации (такими, как газеты, журналы, радио и телевидение) и новыми медиа, которые основаны на цифровизации (например, мобильные телефоны, игровые системы и интернет). Сайты социальных сетей (такие, как Twitter и Facebook) также могут упоминаться как социальные медиа, поскольку они побуждают аудиторию к социальному вовлечению. Совсем недавно к понятию новые медиа относили даже приложения с прогнозом погоды, игры (например, Angry Birds), системы оплаты типа PayPal, программы для подключения к электронной почте и многое другое.

Понимание среды цифровых и социальных медиа – это не просто перечисление всех новых гаджетов, виджетов и онлайн-сообществ. По словам медиатеоретика Терри Флю, мы должны понимать, как все эти вещи фактически меняют наше общество. Как они «продвигают культуру, основанную на интерактивности и виртуальности». В этом и заключается суть изменяющейся медиасреды. Цифровые и социальные медиа – это непосредственное моментальное общение. Потребители средств массовой информации сами хотят выбирать себе медиа, выбирать, что им смотреть и читать. Будь это серьезные официальные новости, сплетни о звездах или видео о кошках.

Как цифровая технология изменила производство новостей? Вот несколько способов, которые некоторые издания выбрали для изменения структуры и формы своих публикаций в онлайн. Во-первых, они, как правило, уделяют меньше внимания времени происхождения события. Его либо не упоминают вообще, либо перекидывают во второй абзац, а то и ниже, что можно рассматривать как способ придать истории актуальность, как если бы это произошло всего лишь несколько мгновений назад. Поэтому история может использоваться многоразово с обновлениями.

Во-вторых, в заголовке теперь используются конкретные сведения о том, «кто, что и где» – например, имена и места событий, которые раньше размещались только во втором абзаце. Это используется в первую очередь для поисковых систем, чтобы попасть в первые строчки Google.

Исследования показывают, что, когда журналисты твитят во время события, их стиль письма становится менее объективным, с более ярко выраженной собственной точкой зрения. Они с большей вероятностью предлагают суждения о том, что они наблюдают, а не просто рассказывают о том, что видят и слышат, как это было бы принято в рамках традиционной модели репортажа.

Еще одно из изменений. Большинство экстренных выпусков геокодированы, что позволяет конкретным приложениям смартфонов определять ваше текущее местоположение, и, если вы находитесь в эпицентре события, приложение отправит на ваше устройство push-уведомления. Это могут быть твиты, которые предупреждают вас о заторе на дороге или о локальном обнаружении рядом с вами Арнольда Шварценеггера. Журналисты, которые следят за всеми этими уведомлениями и предупреждениями, могут более подробно рассказать свои истории, развернуть их, добавить дополнительные эксклюзивные детали. Но вместе с этим растет и конкуренция. Так как точно так же о событиях узнают блогеры, гражданские журналисты и обычные пользователи сетей.