Data-журналистика. Пример того как использовать данные для репортажей

Дата-журналистика (или data-журналистика)- это журналистика данных (от английского data journalism). Дата-журналист использует разные данные для создания своего материала. Это могут быть статистические данные, отчеты правительства и так далее.

Да, журналистика данных — это сложно и на любителя. Но иногда журналистам удается делать интересные материалы на основе данных. Например, находят информацию о расходах какого-нибудь Министерства и потом на инфографике показывают, что на проведение фуршетов они потратили столько денег, что можно было бы на эти средства обеспечить всех инвалидов города инвалидными колясками.

По законодательству государственные структуры обязаны публиковать данные о госзакупках, расходах и много другой информации. Осваивая дата-журналистику, нужно начать с того, что научиться находить такую информацию. Открываете любой сайт государственной организации и смотрите что они публикуют. И где-то там, на самом неприметном месте находите их отчеты, доклады и т.д. Ознакомившись с этой информацией думаете как это можно использовать. Можно просто привести в статье какую-то цифру или сравнить данные за разные периоды времени.

Как использовать данные для репортажей, имеющих общественный интерес? Приведем пример. Одной из Целей развития тысячелетия, которых страны мира договорились достичь к 2015 году, являлось сокращение уровня детской смертности среди детей до пяти лет на две трети, по сравнению с показателями 1990 года. Достиг ли мир этой цели? Что можно сказать о странах в вашем регионе? Ответить на этот вопрос нам помогут данные. Более того, они дают нам возможность  изучить суть проблемы и понять, где конкретно находятся пробелы в достижении этой цели. Именно так, с помощью данных, дата-журналисты рассказывают захватывающие истории, чтобы помочь гражданам и политическим деятелям принимать более обоснованные решения для будущего.

От данных к репортажу: думай как дата-журналист

Почему дата журналистика важна? Например, в 2015 году в Кыргызстане показатели материнской смертности были в 2 раза выше, чем в Узбекистане и в 6 раз выше, чем в Казахстане. Представьте, что вы находитесь на пресс-конференции в министерстве здравоохранения, и представители по связям с общественностью сообщают присутствующим, что правительственная программа по сокращению материнской смертности была успешной.

Журналист, выполняя свои обычные обязанности, зафиксирует информацию от министерства, обратится за комментариями в гражданскую общественную организацию, занимающуюся вопросами материнского здравоохранения, и подготовит репортаж. Если сведения министерства и общественной организации противоречат друг другу (скажем, общественники утверждают, что материнская смертность снижается не так быстро, как должна), журналист просто включит в репортаж обе версии, чтобы соблюсти баланс мнений.

Но если журналист имеет возможность получить данные об уровне материнской смертности в стране, он сможет определить, чья точка зрения верна – министерства или общественной организации – и опубликовать свои выводы вместе со ссылкой на данные, которые он использовал для установления фактов.

Это только один простой пример того, как данные могут обогатить репортаж и сделать его более ценным для читателей. В процессе поиска и анализа набора данных журналист может обнаружить даже больше материала, например, наиболее частые причины материнской и детской смертности, что даст ему возможность написать больше статей по данной теме.

Дата-журналистика дает возможность проникнуть в суть вопроса и определить причины того, почему люди больше или меньше болеют, получают или не получают образование, находят или не находят работу, и подать эту информацию в нужном для граждан контексте. Владея более качественной информацией о проблемах, общество сможет принимать более  обоснованные решения на уровне семей, организаций и государственного устройства.

Использован материал книги ПРООН о дата-журналистике.