Информационная заметка – «хлеб» современного журналиста

инфозаметкаМария Умарова, специально для Школы журналистики

Получив задание написать об одном из основных жанров современной журналистики – информационной заметке – я, конечно, обрадовалась, так как именно этот жанр ежедневно практикую в своей работе. Итак, что такое информационная заметка? Как легко догадаться по названию, этот жанр наиболее характерен для информационных агентств, т.е. онлайн-СМИ, больше всего ценящих точность, достоверность и краткость.

Информационная заметка – это краткое сообщение о неком значимом событии либо другой новости (это, говоря на языке журналистики, инфоповод). В написании заметки хорошо помогает правило «5W+1H». Говоря иначе, в тексте заметки нужно дать ответ на вопросы:  Кто — Who, Что – What, Когда – When, Где – Where, Почему – Why, Как – How.

Поясню на примере. Допустим, вы, начинающий репортер информагентства, побывали на выставке маститого художника. В подзаголовке заметки вы уже ответите как минимум на 3-4 вопроса из шести: кто, что, когда, где. Таким образом, первое предложение будет выглядеть примерно так: «Вчера, 12 сентября, в арт-центре «Крылья Музы» состоялась выставка известного художника, лауреата премии «Золотая кисть» Андрея Живописного». Как видите, стиль изложения новости – максимально «сухой», обезличенный и содержит одни лишь цифры и факты. Пожалуй, можно даже вычеркнуть слово «известный», так как это какая-никакая, но оценка происходящего. Информационная заметка (ИЗ) – жанр предельно краткий, емкий и точный. Журналистская оценка допускается, но только в нейтральной, корректной форме.

«А как же заголовок?», спросите вы. Заголовок можно сделать такой же нейтральный: «Прошла выставка художника Живописного». Но обычно в информагентствах приветствуется более творческий подход к названию новости. Поскольку ваша задача – написать заметку так, чтобы ее прочло максимальное количество читателей, желательно привести в заголовке какой-нибудь интересный факт о выставке, можно – яркую цитату из выступления художника. Наверняка вы читали такие тексты «желтой прессы», где заголовок заинтриговывает, обещая «сенсацию», тогда как на самом деле это просто наживка для любопытной аудитории. Добросовестный журналист, конечно, не погонится за «жареными» фактами, однако заинтересовать читателей какими-нибудь любопытными данными вполне допустимо.

Например, маэстро сообщил, что в ближайшем будущем напишет серию картин, посвященных жизни инвалидов. Конечно, вы сразу про себя отметили, что тема резонансная и с большой долей вероятности заинтересует подписчиков. Таким образом, заголовок у новости будет примерно такой: «Художник Живописный посвятит очередную серию картин людям с ограниченными возможностями».

ИЗ строится по принципу «перевернутой пирамиды». В заголовке содержится основное сообщение о событии, в подзаголовке и лиде приводятся ключевые подробности, в основной части – еще более мелкие подробности и нюансы. Стало быть, теперь вы можете излагать все то, что не вошло в заголовок и лид, но показалось вам интересным на выставке. Конечно, не забываем, что ИЗ – это не полноценная статья, не репортаж, и тем более не фельетон или эссе, и по-прежнему соблюдаем краткость, нейтральность и информативность. Цифры, названия, даты обычно составляют как минимум 70-80 процентов текста ИЗ.

Что еще можно добавить? Конечно, в дополнение к ИЗ весьма желательны фотографии, а то и небольшой видеоролик. Недаром онлайн-СМИ еще называют мультимедийными. В наш век «клипового мышления» читатель вряд ли захочет продираться сквозь дебри умозаключений автора, потому и набирают популярность фоторепортажи, онлайн-экскурсии и другие базирующиеся на «картинке» публикации.