Информация из курса проекта openu.kz: Давайте вспомним основные цифровые вехи. Интернет считают продуктом холодной войны. Дело в том, что США стремились идти в ногу с Советским Союзом (особенно после запуска спутника в 1957 году). Интернет начал свою жизнь в 1969 году как APRANET – децентрализованная компьютерная сеть, разработанная американским министерством обороны.
Первая программа электронной почты была разработана в 1975 году. Вскоре после этого появилась и первая почтовая рассылка от Message Service Group. Чуть позже Кевин Маккензи отправил письмо этой компании с предложением использовать символы (смайлики) в электронных письмах для обозначения эмоций. Это стало началом нового языка для электронных писем, основанного на принципах семиотики – знаков и обозначений, которые позже стали использоваться в мобильных телефонах. Кажется, каждая форма средств массовой информации развивает собственные словари, часто на очень раннем периоде существования.
Интернет развивался на протяжении десятилетий благодаря непрерывному росту интереса к нему со стороны военных научных исследований. В 1970-е годы появилось несколько финансируемых государством компьютерных сетей. Начали вводиться интернет-протоколы. В период с 1981 по 1989 год число компьютеров, подключенных к интернету, увеличилось с 300 до чуть более 90000. Последующие разработки позволили подключать компьютеры по телефонной линии. Все это служило инфраструктурой для интернета в том виде, в каком мы знаем его сегодня, обеспечивая глобальную коммуникацию.
В 1989 году интернет продвинулся на один шаг ближе к современной идее Всемирной паутины – цифровой системе, которая потенциально связывает каждый компьютер в мире с каждым другим компьютером благодаря разработке протокола, основанного на гипертексте – внедрение ссылок к одному тексту внутри другого. Это дублирует диалогические отношения (о которых мы говорили на первой лекции) между текстами, это то, что мы называем медиасферой. Это помогает развивать другие сети, которые пришли, чтобы вытеснить традиционные сети вещания. Пользователям больше не нужно быть компетентными в культурном отношении, чтобы распознавать интертексты, когда простой щелчок пальцем приводит одного пользователя прямо к другому.
Последним шагом было создание веб-браузера – механизма, с помощью которого каждый пользователь компьютера может перемещаться по всемирной сети. Для этого американский инженер Марк Андриссен в 1992 разработал первый веб-браузер под операционную систему Windows с графическим интерфейсом пользователя – Mosaic. Появление браузера считается одной из важнейших вех становления Всемирной паутины, поскольку это обеспечило ее популяризацию благодаря доступности широкому слою пользователей персональных компьютеров.
Главной особенностью всемирной паутины в 1990-х годах было отсутствие контроля со стороны какой-либо одной компании в целом. Но вскоре возник вопрос, может ли сеть оставаться общественным ресурсом. В 1990-х годах Microsoft стала основным поставщиком программного обеспечения для всех компьютеров в мире и предприняла различные попытки взять под контроль доступ людей к сети. С 2000 года огромные новые компании (такие, как Google, Yahoo и Amazon) начали соперничать с властью Microsoft. Эти компании, в свою очередь, были обвинены в попытке взять под контроль мировые электронные знания, контролируя интернет-порталы, точки входа в интернет, из которых пользователи получают доступ к новостным сайтам, поисковым системам, электронной почте, социальным сетям и базам данных. Но, тем не менее, до сих пор даже самым серьезным и суровым организациям, как и самым амбициозным законодателям, трудно поддерживать какой-либо контроль над тем, что появляется в интернете.
Резкий рост интернета вызвал серьезную проблему: как любому отдельному пользователю найти интернет-адрес любого другого пользователя, у которого есть желаемая информация? Эта проблема была решена изобретением поисковой системы. Одним из самых удачных примеров таких систем является Google.
Google работает, просматривая и анализируя содержимое всех не скрытых веб-сайтов, анализируя отношения между сайтами на основе ссылок с других релевантных сайтов. Google стал главной поисковой системой в интернете и одним из крупнейших онлайн-рекламодателей. Google настолько хорошо известен, что это имя стало глаголом для обозначения процесса поиска в сети и метафорой в более общем плане (в стиле: «Я просто это погуглю»).
Название происходит от орфографической ошибки «googol», где имелась в виду цифра 10 в степени 100. С 2000 года Google продает рекламные объявления, связанные с ключевыми словами поиска. Более поздние нововведения в компании включили в себя новости от Google, Google Карты, социальную сеть Google+, Chromecast (для потоковых фильмов и телесериалов от таких вещателей, как HBO, Netflix и YouTube) и Google Scholar (индексирование научных журналов и статей).
К цели создать мир под названием Google компания движется медленно, но верно. План реализовывается полным ходом – с приобретением более чем одной компании в неделю, начиная с 2010 года (одна из них – YouTube). Работа поисковых запросов Google также способствуют освещению новостей, ведь журналисты создают контент в соответствии с тем, что аналитика поисковых систем обозначает в качестве наиболее популярных тем.
Сегодня более трех миллиардов человек регулярно используют интернет, а это почти половина населения мира. Этот рост использования происходит настолько быстро, что любая база статистических данных почти сразу же устаревает. На Азию приходится около 50 процентов мирового объема пользования интернетом, и, по прогнозам, к 2020 году китайский язык станет самым распространенным интернет-языком. Что, кстати, отражено в научнофантастическом сериале «Светлячок» («Firefly»), где в будущем две супердержавы США и Китай объединились в единое федеральное правительство под названием «Альянс», а разговорный язык стал объединением английского и китайского.
Европа и Северная Америка находятся на втором и третьем местах по числу пользователей интернет. Но и быстро растущее интернет-население в Африке не отстает. Широкополосный доступ давно превысил доступ к коммутируемой сети.
Это отразилось и на работе медиа. Когда количество людей с онлайн-доступом увеличилось, в 2006 году крупные ежедневные газеты объявили о том, что их редакции начнут работать в круглосуточном режиме – для публикации новостей онлайн.
Сейчас двадцатичетырехчасовой новостной цикл стал повседневной реальностью для многих журналистов, особенно в крупных газетах или в больших электронных СМИ. Новости в Интернете регулярно обновляются и постоянно меняются. Они сопровождаются фотографиями, аудио – или видеоматериалами и моментально распространяются в соцсетях.
Стремительно развивается интернет-телевидение, стриминг и видеоплатформы. YouTube, основанный несколькими бывшими сотрудниками сервиса PayPal, представляет собой сайт для обмена видео, где пользователи могут загружать, распространять, создавать, делиться, комментировать и просматривать видео. Активно его используют и медиакорпорации. В 2006 году он был приобретен Google за более чем 1,5 миллиарда долларов США. На нем просматривают сотни миллионов видеороликов ежедневно, регистрируются десятки миллионов зрителей в месяц, и каждый час загружаются тысячи видеороликов. К 2015 году на YouTube был один миллиард пользователей, из которых более 80 процентов были в возрасте от 14 до 17 лет, и в среднем они проводили на ресурсе 15 минут. Эти показатели за 2015 год в четыре раза превосходили аудиторию в прайм-тайм всех трех крупнейших телевизионных сетей США.
Значение YouTube было подтверждено обложкой журнала «Time», на которой был изображен монитор из серебряной фольги с обращением «Ты – человек года 2006».
Социальные сети, сайты и другие онлайн-инструменты поощряют социальное общение в сети и распространение информации посредством социального взаимодействия. Все это также повлияло на то, как собираются и распространяются новости.
Соцсети используются как один из основных источников информации, как место для сбора данных и площадка для интервью. Некоторые журналисты через соцсети уточняют факты и проверяют достоверность слухов. Социальные медиа также широко используются коммерческими компаниями, которые используют их как собственный медиаканал, откуда распространяется официальная информация, интересующая, в том числе, и журналистов.
Значение социальных сетей для распространения информации очень высоко. Особенно это проявляется во время стихийных бедствий, катастроф и в других экстренных случаях.
Этот переход от чистой социальной сети для легкого общения к социальным оповещениям впервые стал очевидным, когда пользователи, которые отправили твиты, первыми рассказали миру о терактах в Мумбаи в 2008 году, а также об обрушении самолета в Гудзон в Нью-Йорке в 2009 году. Тогда произошел перелом. Twitter признали медийной площадкой, наиболее быстро сообщающей о важных событиях. Twitter изменил медиа-систему. Например, первые сообщения о теракте в офисе парижского журнала «Charlie Hebdo» в январе 2015 года пришли из Twitter, и только потом это ушло на другие ресурсы
Авторы издания «Медиа и журналистика» особенно подчеркивают важность этой платформы, ее полезность для журналистов. Именно мгновенный обмен сообщениями является одним из ключевых факторов. Сообщение журналистов может дойти до аудитории в течение нескольких секунд после отправки и может быть обновлено без ограничений. Второй важный аспект заключается в том, что Twitter позволяет журналисту создавать очень личные и, безусловно, интенсивно интерактивные отношения со своими читателями. Аудитория может обратиться напрямую к журналисту, и журналист сам решает, где и в какой форме отвечать – тут же в Twitter или уже на сайте своего издания.
Эта непосредственность также является благом для индустрии печати, поскольку она позволяет онлайн-изданиям конкурировать с новостями на радио и телевидении, когда речь идет о срочных новостях.
Twitter и другие социальные сети представляют собой самую чистую форму диалогических отношений между медиа и аудиториями, о которых было сказано в первой лекции.
Но, конечно, здесь есть и другая сторона медали. Это распространение фейковых, недостоверных сообщений, фото или видеоматериалов. В результате признания этих проблем появляются новые средства массовой информации – такие, как Storyful, чья деятельность строится на проверке контента из социальных сетей, созданного пользователями, чтобы отделить правду от шума.