Ирина Морозова, специально для Школы журналистики
В детстве мы на 80 % состоим из воды, а в пожилом возрасте – лишь на 60 %. Как же обстоят дела с показателем «водности» в теле текста? Норма для статьи – те же 60 %, что и в старости для человека. Процент немалый! И это говорит о том, что текста «без воды» не бывает. Некоторые покупатели статей (заказчики, дающие задание копирайтеру) в техническом задании (ТЗ) любят использовать эту формулировочку. Но они имеют в виду, что «воды» должно быть по минимуму. Подразумеваются все слова, которые не несут важной информации и могут быть изъяты без потери смысла из текста.
Начинающий журналист обычно с большим трудом расстаётся с написанными им словами. Всё кажется существенным и значимым. А требования редактора сократить статью – чуть ли не оскорблением. Однако со временем автор начинает понимать, что невозможно игнорировать понятие «объём текста». Его измеряют в знаках, и место в газетной полосе диктует их ограничение. Иначе статья «не влезет» при верстке.
С вебстатьями дела обстоят проще: на страницу электронного издания можно вставить сколько хочешь знаков. Но сколько захочет прочитать нетерпеливый пользователь Интернета? Немного. Так что тоже придётся сокращать.
Самый жёсткий вариант ограничений по знакам предлагает копирайтинг. Заказчики, которые получают статьи через биржи копирайтинга, прекрасно знают, что им платить за каждую букву. Повезло автору, если он работает на неопытного или лояльного заказчика. Если же попадётся педант, да ещё и прижимистый, то придётся попотеть.
В ТЗ вы увидите список из более 500 слов, которые запрещено употреблять. Откроете его – и за голову схватитесь: это вводные слова, местоимения, союзы, всякие усилители смысла (прилагательные, наречия и проч.)… Как без них можно обойтись?! А вот и можно. Правда, если избавитесь от них вовсе, получите стиль телеграммы. А оставите минимальную часть – выйдет сжатая информационная статья. Часто именно это и требуется.
Но даже если вы пишете не новость и не официально-деловое письмо, лучше беспощадно устранять слова, размывающие смысл и делающие текст слабее. Приведу пример.
Автор рассуждает: «Каждому человеку нужно, чтобы его преданно любили и по-настоящему понимали». Мысль ясна. Но насколько конкретна? Сравните с короткой формулировкой: «Человек ищет любви и понимания». Исчезли слова: «каждый» (ясно, что мы обобщаем), модальное слово «нужно» (слабое), союз «чтобы», местоимение «его» и оценочные слова «преданно» и «по-настоящему». Появился сильный глагол «ищет». С любовью и пониманием всё понятно: они или есть, или нет.
Поупражняйтесь в сокращении своих размышлений. Увлекательная и полезная штука! Кстати, этот текст я тоже сокращала, но не удержалась от некоторых излишеств. Водность потянула на 75,4%. Почти детство! Оставила как есть. Потому что однажды я довела рекламный текст по требованию заказчика до 62%. Та ещё «вобла» получилась…
От Школы журналистики: Текст должен быть простым, четким, легким и в нем должна быть важная и интересная для читателя информация. Для начала избавьтесь от ничего не значащих слов и словосочетаний типа «к слову», «как ранее упоминалось», казалось бы» и подобных. Если слово или словосочетание можно убрать и смысл не изменится — то нужно убрать.
Приведем пример. Хорошо написанное предложение: «В Москве состоялась фотовыставка, посвященная Дню Победы». В нем нет ничего лишнего, ничего нельзя убрать, каждое слово несет смысловую нагрузку. Но, к сожалению, начинающий автор пишет что-то типа школьного сочинения — «Неожиданно для многих в столице нашей страны прошла интересная выставка, организаторы которой хотели еще раз отметить подвиг героев, отвоевавших для нас мирное небо над головой»… Не годится. Украсить текст, придать ему жизни — можно, но делать это нужно осторожно, в меру.
Начиная сотрудничать с печатным изданием или новостным сайтом, уточните сколько знаков должно быть в статье. Обычно вам дадут ориентиры, например, 3-4 тысячи знаков. Также не постесняйтесь спросить как они оплачивают труд журналиста — по количеству знаков или за материал. В журналистике текст считается в знаках без пробелов, а вот, например, в издательствах — с пробелами. Последние даже шутят: а что Вы видели книгу без пробелов? Газетных статей без пробелов тоже не бывает, но почему-то здесь оплачивают за количество знаков без пробелов.
Заодно коснемся оформления текста. Пробел между словами — только один. Никаких «красных строк» и никаких выделений жирным шрифтом. Всё это мешает при последующей газетной верстке. Некоторые редакции дают шаблон оформления статьи, например, такой:
<Заголовок>
<Подзаголовок>
<Первый абзац>
<Подпись>
<Основной текст>
В этом случае вы оставляете шаблон, заполняя его своим текстом. И в таком виде высылаете в редакцию.