Что такое лонгрид? “Длинное чтение” для вдумчивых читателей

Лонгрид, длинное чтениеДавайте сегодня рассмотрим один из мультимедийных форматов, который называется “лонгрид” (дословный перевод с английского – “длинное чтение”). Упрощенно можно сказать, что лонгрид – это большой материал, использующий текст и разные медиа (фото, видео, картографические данные и т.д.)

Кратко напомним о мультимедийной журналистике – это способ передачи информации, в котором сочетается несколько форматов, таких как фото, видео, текст, инфографика и т.д., и размещаемых на разных площадках (газета, сайт, радио, социальные сети и т.д.) Комбинации форматов могут быть разные, но у такого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея или проблема.

Почитать подробнее о мультимедийной журналистике вы можете на этой странице, а посмотреть пример работы мультимедийной редакции на видео – на страничке “Современная мультимедийная журналистика”

На сайте newreporter.org даётся хорошее определение лонгрида. Это формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Точных и нерушимых правил о том как делать такие истории нет, но вполне можно описать определенные характеристики и этапы создания историй в стиле “лонгрид”.

Для начала посмотрите наглядный пример такого формата. На большинстве семинаров по журналистике приводят классический пример лонгрида – проект “Снегопад”, сделанный командой The New York Times. Это история про лыжников и сноубордистов, застрявших в ловушке под лавиной в Каскадных горах в США. История состоит из текста, фотографий, видео и интерактивной графики, но не просто объединенных в один материал, а органично сочетающихся и буквально оживляющих страницу.

В этом материале вначале мы видим заснеженную поверхность горы и вьющийся снег, это включает наше воображение и настраивает на восприятие истории.

 

Заголовок и имя автора напоминают обложку книги.

 

 

Посетитель страницы начинает читать материал, далее видит видео с интервью.

2016-02-21 14-35-18 Скриншот экрана

 

 

 

 

 

По мере продвижения вниз по странице перед зрителем открывается красивое трехмерное анимированное изображение лыжных районов Каскадных гор, созданная на основе спутниковых снимков рельефа местности. Это создаёт ощущение присутствия на месте событий, как будто на вертолете облетаешь местность, в которой застряли герои материала.

 

Фотографии, видео и биографии участников гармонично дополняют историю.

Запомните термин, часто упомянающийся в контексте мультимедийной журналистики – “сторителлинг”. Это рассказывание историй. В лонгриде это может быть рассказ о путешествии или каких-то событиях. Структура сторителлинга – это структура полнометражного фильма. Задача – удерживать внимание зрителя с первой секунды до последней. В основе лонгрида должна быть история – как фильм, как пьеса или сценарий – с трехактной структурой (завязка, развитие, кульминация). И, конечно, для таких историй нужно показать героя и участников истории.

Если вы хотите написать историю, подготовить материал в стиле сторителлинга, то нужно лучше понять что это такое. Попробуйте. Для начала не надо писать весь текст, просто придумайте и напишите идею. Например, так: «Можно написать историю о том, как мальчик-инвалид стал победителем областных соревнований по плаванию. Опишу как он готовился, тренировался и победил. Использую его фотографии с дипломами и кубками, а также фрагмент видео с выступления и короткое интервью с его мамой».

В истории всегда есть начало, развитие события и конец/логическое завершение. Вспомните фильмы, любой фильм — это история. Например, состоялись соревнования — это не история. А вот если молодые люди познакомились на соревнованиях и поженились — это история (но для журналистики она не подойдет). На соревнованиях произошел теракт, но один из зрителей задержал террориста — это история. Попробуйте что-нибудь придумать.

Определим главные элементы отличной истории “лонгрид”:

  1. Большие фотографии, видео, анимация, аудио. Это красиво, это дополняет текст, даёт эмоции и ощущение присутствия.
  2. Чередование форматов. Человеку интересно “прыгать” с одного формата на другой – например, сначала изображение, потом текст, видео, снова текст, интерактивная карта, аудиотрек и т.д.