Российская компания «РосБизнесКонсалтинг», известная в сфере масс-медиа, опубликовала на своем сайте материал о возможных путях монетизации для СМИ в современных условиях. Получение дохода средствами массовой информации — наиважнейшая для них задача, особенно в условиях стремительного развития и распространения интернета и социальных сетей.
Автор справедливо утверждает, что прошлая модель, основанная на подписке на печатные издания, безнадежно устарела. Она была основана на нехватке информации, из-за которой люди выписывали газеты и читали их. Сейчас же информации в интернете даже слишком много. Рекламная модель, которой придерживаются и сегодня многие СМИ, также устаревает, ведь рекламодатели могут напрямую выйти на потребителей через показ рекламы в поисковиках и социальных сетях.
Но СМИ не сдадутся и будут жить. Идет активный поиск новых моделей получения дохода. Защищая свои интересы, РБК недавно запретил доступ к своему сайту тем пользователям, которые используют блокировщики рекламы. Хочешь читать серьезное издание с качественным контентом — смотри рекламу. Не хочешь смотреть рекламу — плати 30 рублей в месяц. Сумма небольшая, но пока трудно представить тысячи пользователей, которые кинутся платить за свободу от рекламы на одном единственном сайте. Хотя с развитием технологий и способов оплаты, когда это можно будет сделать в пару кликов мыши, на такие небольшие материальные жертвы пойдут значительно больше потребителей информации.
Кто же заплатит за качественную журналистику? Традиционно именно подписка и реклама были основными источниками дохода большинства СМИ. Основная масса печатных изданий на постсоветском пространстве и сейчас используют эти две модели. Эксперты называют вторую половину 20 века золотой эпохой для медиа-бизнеса. Крупнейшие мировые СМИ строили для себя небоскребы, а их собственники входили в элиту, вращаясь в околополитических кругах и в среде крупных бизнесменов. Сегодня же Фэйсбук и Гугл забирают на себя до 80 процентов всего рекламного бюджета в интернете.
Уже сейчас СМИ пытаются что-то продавать своим читателям. Это могут быть товары или услуги. Схема проста и очевидна: с помощью качественных журналистских материалов собирается аудитория, которой можно что-то продать и на этом заработать. Это может быть и сбор пожертвований на журналистику. Примеры могут быть очень забавны и очень далеки от журналистики. Например, за рубежом есть СМИ и издательские дома, которые торгуют кухонной утварью и спортивными товарами. Мощные медийные бренды продают право на использование своего логотипа — тоже любопытный источник дохода. Известные журналы могут, например, продать право использования своего бренда для продвижения тренажеров или продуктов питания.
Сегодня издания в США открывают свои туристические компании, обещая подписчикам скидки. А также организуют крупные форумы и другие общественно значимые мероприятия, зарабатывая на этом. Еще одна форма деятельности и дохода современных СМИ — организация для своих подписчиков разного рода мероприятий, создание развлекательно-образовательных клубов. Платная подписка в этом случае заменяет клубные членские взносы. Порой членам клуба предлагают посетить встречу с известными актерами, певцами или политиками. Для подписчиков даже проводят гастрономические вечеринки.
Всё это далеко от журналистики и повергает в шок мэтров журналистики, но это реалии сегодняшнего дня. Чтобы выжить современным СМИ им нужно найти для себя альтернативные источники дохода, отличные от традиционных.