Медиаграмотность и инфокультура в школе

В современных условиях от педагога требуется владение информационной культурой, основу которой составляют знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение четко ориентироваться в информационных потоках.

Необходимым условием организации учебного процесса является знание педагогов о возможностях современной мультимедийной техники, о современном офисном оборудовании (электронных досках и т. п.), владение методикой и практикой создания средств наглядности, собственных сайтов, умение грамотно использовать в своей деятельности современные средства обучения, создавать электронные презентации для уроков, ориентироваться в возможностях, предоставляемых ресурсами сети Интернет.

Задачи формирования информационной компетентности педагогов следующие: обучение идентификации и интерпретации медиатекстов (медиаинформации), экспериментированию с различными способами использования медиа, созданию медиапродуктов; развитие способности к восприятию, оценке, пониманию и анализу информационного содержания медиасообщений; развитие коммуникативных способностей личности (вербальных и невербальных); развитие способности к критическому мышлению и оценке качества медиатекстов; обучение методам и развитие способности к творческому самовыражению с помощью медиасредств, информационных и коммуникационных технологий.

Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является технология мультимедиа. Понятие «мультимедиа» включает: текст, графику, мультипликацию, видео и звук. Термин «мультимедиа» происходит от соединения двух слов multy (латинское multum -множественный, состоящий из многих частей, составной) и media (среда, средство). Таким образом, дословный перевод «мультимедиа» «многие среды».

Основная дидактическая единица образовательного медиапродукта аудиовизуальный образ. В техническом смысле это оцифрованные данные на носителе, воспроизводимые на экране в виде узнаваемых образов изучаемых объектов. В психолого-педагогическом смысле это чувственная форма представления учебного содержания, опосредованная экраном презентация субъективного отражения изучаемой объективной реальности. В этом смысле, основная задача создания аудиовизуального образа помочь обучающимся в процессе восприятия и мышления создать себе наглядный образ изучаемого явления, то есть простой и понятный.

Мультимедиа это не только технологически новый способ формирования визуальной информации, но и новая форма наглядного представления знаний с позиций дидактики, базирующейся на иных основах. В образовательном мультимедиа можно выделить следующие функциональные компоненты:

1. Иллюстративно-информативную (передача информации об изучаемом, непосредственно представленном, на иллюстрации).

2. Когнитивную (визуализация дает возможность моделировать изучаемый объект, возможно наблюдение за его изменениями).

3. Эмоционально-событийную (демонстрация в режиме реального времени включает обучающегося в управление разворачиванием экранных событий, вовлекает его в эмоциональное и активное изучение, исследование).

4. Интерактивно-интеллектуальную (запрограммированная логика обеспечивает возможность «общения» с наглядностью для ее исследования, управление познавательной деятельностью обучающегося, процессом восприятия, запоминания материала).

Традиционное обучение основано, главным образом, на вербальной подаче информации. Вербальная форма подачи знаний подразумевает изложение материала линейно, абстрактно, максимально подробно. Обучающимся требуется много времени на прочтение и мысленное воссоздание прочитанного. Среди недостатков стоит отметить и довольно жестко заданные форму и объем, одно для всех обучающихся направление изложения, один уровень детальности, сложности подачи.

Общепризнанный факт человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие, при рассмотрении объектов люди получают информацию почти мгновенно. Именно информационные технологии мультимедиа позволяют передать информацию более адекватно психологической природе познания преимущественно в нагляднообразной форме, не исключая при этом и вербально-логическую.