Медиаграмотность в школе: цели и задачи

/Из книги “Медиа и информационная грамотность – пособие для учителя”/ Необходимо, чтобы учащиеся могли:

– осознавать, анализировать, критически оценивать и отбирать информацию, представленную в прессе, в радио- и телепередачах, кинофильмах, интернете и в других источниках информации;

– осознавать причины и цели возникновения сообщений в различных средствах коммуникации и с учетом этого выбирать надежную информацию;

– эффективно и сознательно пользоваться публичной информацией и возможностями информационных технологий;

– создавать разнообразные по форме информационные сообщения;

– оценивать роль средств массовой информации и медиа и осознавать вызовы, с которыми они сталкиваются.

Ожидаемые результаты у учащихся 9-11 классов:

– Осознает влияние содержания публичной информации на индивида, общество, формирование культуры.

– Ответственно пользуется свободой слова, понимая ее границы.

– Умеет критически пользоваться содержанием информации, интерпретацией событий и явлений, представленных в СМИ.

– Ответственно, конструктивно и этично общается в виртуальной и медиа среде, создает сообщения и распространяет их в средствах массовой информации.

– При коммуникации в виртуальной среде избегает вредного или оскорбительного содержания.

– Распознает и умеет отделять ответственно подготовленную публичную информацию, от безответственно подготовленной, заказной, пристрастной, ложной информации.

– Объясняет, как и почему разные люди по-разному понимают одну и ту же информацию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель – формирование у учащихся необходимых компетенций для безопасного пользования средствами коммуникации, самовыражения, формирования собственного мировоззрения, помочь им воспитать в себе умение учиться и обучаться в течение всей жизни.

БАЗОВЫЕ МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс, способствует воспитанию самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиа мире.

Современные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Мультимедийность, интерактивность, моделирование, коммуникативность и продуктивность, позволяют разрабатывать медиапродукты учебного назначения, информационные технологии обучения.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активировать образовательный процесс. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание и методы обучения. Электронные медиа дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, обладают богатыми воспитательными возможностями, формируют познавательные мотивы обучаемых. Учет психолого-педагогических особенностей использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе является важным для перестройки системы образования.

Понимание и учет данных особенностей позволяют современному педагогу построить свою деятельность в соответствии с современными изменениями в информационном мире, с новыми информационными потребностями современных детей и подростков. Он сможет четко и правильно организовать процесс решения различных проблем, возникающих в данной сфере, умело использовать медиа в процессе повышения собственной профессиональной квалификации.

Глобальный процесс информатизации общества и культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Определенное место в решении данной проблемы занимает применение информационных технологий. Это требует от педагога знаний и умений, то есть компетентности в сфере информационных и коммуникационных технологий. Для повышения интеллектуального, познавательного и творческого потенциала школьников педагоги сами должны развиваться.