Елена Гуляева
Сколько классификаций профессиональных ролей сотрудников средств массовой информации известно на сегодняшний день? Давайте рассмотрим данный вопрос с применением системного подхода.
Если принять за основу миссию профессии, то можно выделить следующие типы сотрудников средств массовой информации:
— журналист-специалист, на первом месте компетентность и преданность выбранной профессии;
— журналист-гуманист (идеалист), использует журналистику в качестве инструмента социального мнения и соблюдает этические нормы;
— журналист-художник (литератор), стремится к реализации имеющихся творческих способностей.
В зависимости от формы собственности издания предлагают следующую классификацию:
— журналист частных средств массовой информации;
— журналист государственных средств массовой информации.
— журналист средств массовой информации смешанной формы собственности;
Отношения между редакцией и корреспондентом крайне важны. Сотрудник, который принят в штат учреждения, ограничен в своих действиях, а фрилансер имеет больший простор для фантазии и выражения собственных мыслей.
Типы журналистов могут быть рассмотрены с учетом системы функций, свойственных данному роду деятельности:
— журналист-аналитик (критик), применяет такие методы познания как анализ и синтез, выполняет контролирующую функцию;
— журналист-развлекатель, содействует релаксации, обеспечивая читателя «легкой» информацией;
— журналист-информационщик, сообщать актуальные новости – задача всех представителей прессы, но для репортера это является основной обязанностью;
— журналист-агитатор (пропагандист), популяризирует ценности и идеи, призывая общество к осуществлению определенной деятельности.
Известна классификация журналистов, учитывающая тип средства массовой информации:
— журналист специализированного средства массовой информации;
— журналист универсального средства массовой информации;
— журналист корпоративного средства массовой информации.
Как правило, в редакциях существует несколько отделов, каждый из которых несет ответственность за тот или иной раздел издания. В универсальном СМИ есть структуры, отвечающие за политику, спорт, экономику, общество и др. В корпоративном издании (к примеру, университетской газете) выделены отделы, призванные рассказывать о науке, успеваемости студентов и др.
В зависимости от жанровой специализации предлагают следующие типы сотрудников изданий:
— журналист-аналитик;
— журналист-фельетонист (очеркист);
— журналист-новостийщик.
Также интересна классификация журналистов по характеру каналов (платформ):
— журналист электронных средств массовой информации: тележурналист, интернет-журналист и радиожурналист;
— журналист печатного издания: журнальный журналист и газетный журналист.
От каждого представителя прессы требуется набор определенных качеств, навыков, умений. На сегодняшний день на рынке труда востребованы универсальные журналисты, что, в свою очередь, не отменяет специализации. Журналист должен постоянно работать над собой, следить за техническими новинками, чтобы охватить больший объем функций и готовить материал сразу в нескольких форматах.