Наличие информационного повода — это «золотой стандарт», который должен быть в журналистском материале. Откройте любое информационного агентство или печатное издание — практически все материалы включают в себя новость, какое-то событие. В самом начале своего пути, примерно 15 лет назад, я протестовал против этого правила и не понимал почему я не могу сейчас написать про бабушку-соседку и её воспоминания о Великой Отечественной войне или написать об озере, которое 15 лет загрязняют промышленные предприятия. Сейчас я согласен с этим правилом: журналистика — это рассказ о новостях, о событиях. Вы можете написать какой угодно текст, но если там нет события, нет новости, то вам еще нужно как-то доказать что это вообще журналистика.
Давайте признаем этот факт. Вы можете попробовать его опротестовать. Напишите материал, в котором нет никакого новостного повода и попробуйте его опубликовать в серьезном издании. Шанс, что его опубликуют практически равен нулю. Любой редактор спросит: «А почему мы должны сейчас писать об этом актере? Вышел фильм с его участием? Или он получил премию? Почему именно сейчас?» или «Почему мы сейчас расскажем о студии рисования? Она была закрыта, но недавно открылась? Нет. Её воспитанник создал сейчас что-то великое и получил признание? Нет? Ну есть она и есть, зачем о ней писать».
Не спорю, читатель бы и не обратил внимание, что там нет никакого инфоповода, но большинство редакторов и журналистов против текста, который написан ни с того, ни с сего.
Юрий Дудь и его проект в интернете — это журналистика? Думаю, да, но с натяжкой. Есть там что-то свежее, актуальное, событийное? Да, есть — герои, в том числе, обсуждают какие-то события, дают свои комментарии и оценки. Также и в передачах Владимира Познера.
Вы, наверное, слышали об известном талантливом журналисте Ларри Кинге. Как он начинал свои передачи? Он говорил: «В прошлом месяце вышла книга двух ученых, которая уже стала бестселлером… Сегодня авторы этой книги у нас в гостях». Он не мог просто позвать двух хороших парней-ученых, о которых захотел рассказать. Чем больше работаешь в журналистике, тем очевиднее становится, что новость/событие — вот от чего надо всегда отталкиваться.
А ролик в YouTube, в котором обсуждается польза фруктов или рассказывается о Первой мировой войне — это журналистика? Нет! Почему? Там нет никакого инфоповода, они не рассказывают людям о свежем событии, это бла-бла-бла на свободную тему.
Прогресс стремительно идет и это происходит почти незаметно для нас и необратимо. Уже сейчас видеокамеры некоторых банкоматов идентифицируют пользователя по его изображению, например. Вы держите в руке устройство, которым делаете селфи и по которому разговариваете с подругой, живущей в другой стране. Нравится-не нравится — это другой вопрос. Идет прогресс и стремительно меняется журналистика. На данный момент не стоит всерьез говорить о том, что журналистов заменят компьютерные программы, но спустя какие-то …дцать лет новостному изданию может и не понадобится журналист, который пишет идеально. Программа за считанные секунды возьмет информацию из пресс-релиза, добавит популярные комментарии из соцсетей на эту тему и фотографии от очевидцев, добавит бэкграунд из предыдущих материалов…. Пока мы до этого не дожили, но желательно идти в ногу со временем, брать лучшее из нового, не отставать.
Мы всегда говорим абитуриентам и студентам журфаков: большинство из вас через 5 лет выйдут из стен вуза дипломированными специалистами. Но мир уже будет немного другим, журналистика тоже изменится.
Прогресс ускоряется с каждым годом. Чтобы понять какой журналистика будет через 5 лет, нужно оценить перемены, которые произошли минимум за последние 15 лет — примерно такой же скачок вперед произойдет за ближайшую пятилетку. А 15 лет назад в редакциях стояли несколько слабеньких громоздких компьютеров, один из них был подключен к очень медленному интернету, на задания журналисты ходили с фотоаппаратами-«мыльницами» и кассетными диктофонами, в руках у нас были кнопочные телефоны, а некоторые всё еще писали свои статьи шариковой ручкой. Представляете, что будет в то время, когда в ваших руках окажется заветный диплом и вы пойдете трудоустраиваться?
Нам нужно максимально четко понимать куда движется современная журналистика, чтобы быть готовыми к переменам, не отстать и оставаться конкурентоспособными. Сделать это не так уж и сложно, нужно просто знать какие тренды существуют сейчас, в этом направлении и произойдут перемены.