Как писать по пресс-релизу

пресс-релиз как источник информацииМы уже писали о том, что такое пресс-релиз. Еще его называют «релиз». Это сообщение, подготовленное для прессы, для журналистов, то есть для нас с вами, пишущих людей.

Каждый день журналист получает большое количество таких пресс-релизов, это важный источник информации. И первое о чём мы хотим вас предупредить — вы должны быть уверены, что релиз пришел к вам действительно от представителя той или иной организации, так как могут быть шутники и разные злоумышленники. Будет хорошо, если вы будете знать электронный адрес пресс-секретаря этой организации. Еще лучше, если пресс-релиз пришел с корпоративного электронного адреса, например, такого вида — press@kremlin.ru или admin@minzdrav.ru.

Рассмотрим несколько вариантов вашей возможной работы с пресс-релизами:

• Допустим, вы работаете в редакции газеты или интернет-портала. На электронный адрес редакции или ваш личный e-mail поступают пресс-релизы из госорганов, частных и общественных организаций. В них сообщаются новости, а иногда вас приглашают на мероприятия.
• Или, например, вы работаете внештатно, пишете сразу для нескольких изданий и сами запрашиваете получение пресс-релизов в различных организациях. Для этого достаточно написать им электронное письмо, в котором представиться и попросить присылать информацию. После этого вы будете регулярно получать релизы.
• Вы пишите статьи по заказу для сайтов? Пресс-релизы могут быть полезны и в этом случае. Информация при этом используется в основном для дополнения к вашим материалам (например, статистика, новостной повод, предыстория и т.д.).

Напоминаем: в идеале вы не должны писать материал только по пресс-релизу, потому что вы получаете эту информацию от заинтересованного источника, который подаёт события однобоко, с выгодной для себя позиции.

Рассмотрим простой пример: Городская администрация присылает вам сообщение, в котором говорится о переносе рынка на новое место. Подаётся это исключительно с позитивной стороны, отмечаются только плюсы: новый рынок более комфортабельный, на нем в отличие от старого соблюдаются все санитарные условия, а предприниматели, якобы, счастливы и с воодушевлением пакуют вещи.

Если вы напишите статью только по этому пресс-релизу, то материал, возможно, получится не соответствующий действительности. Надо съездить на старый и новый рынки, сделать фотографии, поговорить с предпринимателями и торговцами. Скорее всего, вам откроется совсем иная картина. Допустим, окажется, что переселяют их принудительно, на новом рынке нет приемлемых условий, а аренда на новом месте выше почти в два раза. Если копнуть еще глубже, то может оказаться, что вся эта инициатива делается исключительно в интересах хозяина нового рынка.

В этом случае вам нужно изложить позиции всех сторон (минимум двух противоположных) – госслужащих, администрации двух рынков, торговцев и собственников магазинов, потенциальных покупателей.

Но на практике звонки, а тем более поездки отнимают слишком много времени и нервов. Порой журналисты пишут только по пресс-релизу, плюс собственное мнение, плюс что-то знают по этой теме, плюс нашли какую-то информацию в интернете. Мы считаем, что это не идеальный вариант, но вполне допустимый.

Стройте с пресс-службами долговременные доверительные отношения – пишите правду, не передергивайте факты, а критика возможна, но в меру.

Давайте пройдемся непосредственно по пресс-релизу. Прочитайте его. Выделите главное событие, главную мысль. Например: «открытие нового рынка», «повышаются пенсии» или «наградили архитектора». Теперь выберите ключевые слова, например, в случае с архитектором – премия, награда, деньги, приз, мэр, заслуги. Придумайте заголовок, оперируя ключевыми словами. А главную мысль вынесите в подзаголовок или лид.

Например: «Новый рынок – подарок или наказание» (для газеты это длинный заголовок, желательно более короткий, но за неимением лучшего вполне подойдет). В лиде пишем – «Администрация города такого-то переносит центральный рынок на улицу такую-то. Большинство предпринимателей воспринимают эту инициативу настороженно».

Далее не копируем весь текст пресс-релиза в свой материал, а лишь берем наиболее интересные мысли, цифры, цитаты. Задайте себе вопросы: «писал/писала ли я на эту тему ранее?», «что об этом писали коллеги?», «что можно об этом можно найти в интернете?», «кто может мне дать комментарий?» и т.д.

И не забывайте, освоение журналистики – это 10 процентов теории и 90 процентов практики. Читайте пресс-релизы и статьи, пишите и еще раз пишите, сотрудничайте с разными СМИ и порталами. А мы вам поможем. Записывайтесь на наши дистанционные курсы (подробная информация опубликована на главной странице этого сайта).