Плагиат и многое другое — начинающему журналисту на заметку

Наша студентка задала несколько вопросов, касающихся плагиата, повтора слов, цитат и т.д. Постараюсь ответить на эти вопросы на примерах. Я работаю на одно издание уже много лет и если я напишу статью по пресс-релизу и в нем будет только 20 процентов уникального текста, то они опубликуют этот материал и ко мне не будет претензий. Редакция знает, что в следующий раз я пришлю абсолютно уникальный материал. Они знают, что я не пытаюсь их обмануть, а просто работаю на результат. Если удобнее и быстрее написать по пресс-релизу, то я так сделаю. А если есть время и хорошие спикеры, то напишу текст «с нуля».

Но недавно я курировал внештатных журналистов. Новичок присылает несколько материалов, я проверяю их на уникальность и программа показывает, что все тексты на 95 процентов скопированы или просто украдены. Это лентяй, который меня дураком считает, с ним я работать не буду.

Даже если в одной аудитории люди слушают одного спикера, то его цитаты в итоге будут немного отличаться. Журналист немного меняет слова спикера, не меняя смысл. Говорит такой товарищ: «Э-э, я так думаю, наше предприятие… наш завод скоро будет выпускать ведра, раньше не выпускали мы их…». Журналист может написать его цитату так: «Наш завод будет выпускать новую продукцию — ведра» . Это нормально. 

Не копируйте чужой текст, используйте только пресс-релизы. А если кто-то скопировал часть вашего текста — не обращайте на это внимание, не ругайтесь, просто делайте выводы об этом человеке.

На всякий случай сохраняйте свои диктофонные записи хотя бы пару месяцев после записи — это может решить многие спорные вопросы, если они возникнут.

Слова в тексте можно повторять, но в рамках разумного. Это дело вкуса журналиста, его интуиции. Я не напишу два раза слово «президент» в двух рядом стоящих предложениях, ведь можно написать «президент», «Владимир Путин», «глава государства» и т.д.