Плагиат и многое другое – начинающему журналисту на заметку

Наша студентка задала несколько вопросов, касающихся плагиата, повтора слов, цитат и т.д. Постараюсь ответить на эти вопросы на примерах. Я работаю на одно издание уже много лет и если я напишу статью по пресс-релизу и в нем будет только 20 процентов уникального текста, то они опубликуют этот материал и ко мне не будет претензий. Редакция знает, что в следующий раз я пришлю абсолютно уникальный материал. Они знают, что я не пытаюсь их обмануть, а просто работаю на результат. Если удобнее и быстрее написать по пресс-релизу, то я так сделаю. А если есть время и хорошие спикеры, то напишу текст “с нуля”.

Но недавно я курировал внештатных журналистов. Новичок присылает несколько материалов, я проверяю их на уникальность и программа показывает, что все тексты на 95 процентов скопированы или просто украдены. Это лентяй, который меня дураком считает, с ним я работать не буду.

Даже если в одной аудитории люди слушают одного спикера, то его цитаты в итоге будут немного отличаться. Журналист немного меняет слова спикера, не меняя смысл. Говорит такой товарищ: “Э-э, я так думаю, наше предприятие… наш завод скоро будет выпускать ведра, раньше не выпускали мы их…”. Журналист может написать его цитату так: “Наш завод будет выпускать новую продукцию – ведра” . Это нормально. 

Не копируйте чужой текст, используйте только пресс-релизы. А если кто-то скопировал часть вашего текста – не обращайте на это внимание, не ругайтесь, просто делайте выводы об этом человеке.

На всякий случай сохраняйте свои диктофонные записи хотя бы пару месяцев после записи – это может решить многие спорные вопросы, если они возникнут.

Слова в тексте можно повторять, но в рамках разумного. Это дело вкуса журналиста, его интуиции. Я не напишу два раза слово “президент” в двух рядом стоящих предложениях, ведь можно написать “президент”, “Владимир Путин”, “глава государства” и т.д.

Мы есть в Инстаграме - каждый день полезная информация, конкурсы, книги и многое другое, подписывайтесь: