Пример планирования лонгрида. Сторителлинг на стадии подготовки

Написала наша студентка Диана:

В 2015 году Волгоградским Еврейским Общинным Центром был организован интересный проект под названием «История в лицах». Были организованы встречи с волгоградскими семьями, пострадавшими от нацизма во время Великой Отечественной Войны. В ходе этих встреч волонтеры записывали их рассказы и воспоминания, а также собирали и восстанавливали множество важных фотодокументов. Каждая семья получила в подарок фотоальбом, созданный на основании этих материалов.

В этом году Тульским Благотворительным Еврейским Центром «Хасдэй Нэшама» было принято решение перенять опыт волгоградских коллег и организовать такой проект в нашем городе. В Туле также проживает несколько подобных семей, готовых гостеприимно принять волонтеров и поделиться с ними интересными историями, воспоминаниями и фотографиями. Это натолкнуло меня на мысль, почему бы в рамках данного проекта, не провести чуть больше времени за «разговорами на кухне» с членами одной из семей, после чего рассказать более полную и искреннюю историю их жизни.

Существует великое множество реальных и выдуманных историй о жертвах войны и концлагерей, которые также находят свое отражение в кинематографе и литературе всего мира. Но со временем, перенасытившись душераздирающими художественными и документальными произведениями, мы начинаем терять чувствительность и не так остро реагируем на подобные вещи. Поэтому авторам зачастую приходится прибегать к различным психологическим приемам, которые по объективным причинам не могут оставить равнодушным даже самое зачерствевшее сердце.

Но совсем другое дело — рассказать людям о тех, кто рядом. Подумать только, что единицы чудом уцелевших свидетелей тех ужасных событий все еще живут среди нас. Возможно, ездят с нами в транспорте, совершают покупки в тех же магазинах, а мы и не догадываемся, что в очереди с нами стоит человек, который пережил то, что нам посчастливилось увидеть лишь в кино. А ведь людям всегда понятнее то, что находится в непосредственной близости от них.

Идея данного «лонгрида» будет заключаться даже не в том, чтобы лишний раз продемонстрировать ужасы войны и зверство фашистского режима. Я предлагаю подойти к этому вопросу скорее с точки зрения личностного развития. Ведь те, кто пережил эти вошедшие в историю события, в первую очередь были самыми обычными людьми. В начале, как и все мы, они были беззаботными детьми, которые взрослели, мечтали, влюблялись, чего-то ждали и на что-то надеялись. У каждого были свои мысли и планы на будущее. А потом началась война.

Поэтому вовсе не обязательно привлекать к данному проекту Героев и непосредственных участников военных действий. Достаточно пообщаться с узниками нацистских концлагерей, многие из которых, возможно, вообще попали туда совсем маленькими. И сейчас еще в состоянии рассказать нам о своей жизни. Ведь их не приглашают в школы, им не дарят цветов и не поздравляют по почте, как почетных ветеранов войны. А ведь этим людям тоже есть что рассказать. А нам, в свою очередь, есть чему поучиться у них. Их воспоминания и эмоции могут помочь нам, не переживая всего этого лично, разобраться в своей жизни, правильно расставить приоритеты и выработать определенную жизненную философию. Даже история самого обычного, ничем не примечательного человека может быть интересной и поучительной, если рассматривать ее с самого начала и учитывать множество важных обстоятельств и деталей.

Для того, чтобы осуществить данный проект необходимо подойти к теме очень тонко и глубоко. Повествование может вестись от лица молодого корреспондента-волонтера. История будет описана через призму его собственных ощущений и анализа. Это предоставит читателю уникальную возможность вместе с ним пройти определенный жизненный путь и увидеть, как знакомство с определенным человеком может повлиять на мировоззрение. Это будет история в истории. Пожилой человек с богатым жизненным опытом и непростой судьбой расскажет о себе все то, к чему до сих пор никто, вероятно, не проявлял интерес. А оболочкой для этой истории послужит рассказ корреспондента-волонтера, который имел удовольствие познакомиться с ним и его семьей.  В начале несколько слов о жизни молодого человека до данного знакомства и обстоятельствах, которые к нему привели. И далее начнется история нашего пожилого рассказчика, в которую будут вплетаться цитирование важных фраз и диалогов, а также описание дома и его обителей. Рассказ будет разбит по пунктам, в зависимости от значимости жизненных этапов. Заключением станут определенные эмоции, выводы и размышления корреспондента.

Если облечь данный текст в форму «лонгрида», может получиться достаточно проникновенный материал.  Ведь людям зачастую интересно читать истории о реальных личностях, их чувствах и переживаниях. Любой фильм, к примеру, сразу приобретает авторитет и повышает интерес зрителя, если он основан на реальных событиях.

А для того, чтобы рассказ все же был документальным и имел социальную значимость и определенную образовательную пользу, необходимо гармонично включить в него и некоторые официальные данные. Например, о том концлагере, в котором был заточен герой повествования. А статистика его жертв лишь усилит эффект сопереживания. Данные блоки должны быть оформлены иным образом и не сливаться с основным текстом.

И, разумеется, нет смысла делать данный «лонгрид» без насыщенной мультимедийной составляющей. Необходимо использовать, как старые фотографии из семейного архива, так и современные, из повседневной жизни старичка и его семьи. Вот он дома, смотрит телевизор; вот задумчиво стоит у окна или держит на руках свою маленькую внучку-правнучку. Можно вставить и видеоролик, на котором он может что-то рассказывать лично или даже просто небольшой клип под приятную музыку без слов и комментарий, где будут показаны основные моменты его нынешней жизни. Для большей передачи настроения, эмоций и атмосферы можно задействовать и легкое музыкальное оформление страницы. У читателя должно появиться ощущение, будто он и сам присутствует в этом доме. Поэтому работа фотографа, дизайнера и оформителя данной истории не менее важна, чем умелое повествование писателя.

Если проект будет осуществлен, я бы сама с большим интересом и удовольствием, выступила в роли этого молодого корреспондента-волонтера, сделала бы все необходимые фотографии и оформила «лонгрид». Возможно, подобный опыт помог бы и мне чуть больше понять и переосмыслить свою жизнь, получить уникальную возможность из первых уст узнать о совершенно другой, неизвестной мне жизни. Тем более, человека иной национальности. И я приложила бы все усилия для того, чтобы передать эти ощущения своим читателям.