Рекомендации по написанию статей (руководство от серьезного международного СМИ)

Это руководство создано для репортеров. Оно не предназначено для экспертов или аналитиков, которые пишут в сфере своих профессиональных интересов.

В основе каждой статьи должна лежать ваша личная работа. Это означает, что по мере возможности вы лично берете интервью у всех главных участников истории. Материал, который просто обобщает репортажи местных СМИ и официальные заявления, скорее всего, не будет опубликован.

Вот несколько пунктов, которые мы советуем вам соблюдать при подготовке репортажа:

— Человеческий фактор. Поговорите как минимум с одним человеком, которого затронул обсуждаемый вопрос. Если история, например, о коррупции в образовании — поговорите со студентами и преподавателями. Если история о нехватке работников здравоохранения — с пациентом, который не смог попасть
на прием к врачу.

— Факты и цифры. Они нужны, чтобы доказать ваши выводы. В истории о коррупции в образовании, например, вы вряд ли получите надежную информацию о количестве преподавателей, которые берут взятки. Однако часто студенческие организации проводят опросы, выясняя, как относятся студенты к коррупции. Ищите их. Узнайте о фактах арестов и судов в отношении коррупционеров. Как еще мы можем узнать о существовании проблемы, кроме того, что на нее жалуются люди?

— Контекст. Если двое человек в вузе были арестованы по обвинению в коррупции, узнайте — сколько студентов обучаются в университете, сколько работает преподавателей? За какой период времени произошли аресты?

— Анализ. Почему это происходит? Спросите кого-нибудь, кто владеет информацией — возможно, исследователя проблемы.

— Решение. Пытается ли кто-либо на месте решить проблему? Узнайте, сталкиваются ли с подобными проблемами в других учебных заведениях, городах, странах; расскажите, как они справляются с ними.

Если придерживаться этих пунктов, типичная статья, скорее всего, начнется с интервью с обычным человеком. Кратко, в одном или двух коротких параграфах, расскажите его (ее) историю. Другой возможный способ начала репортажа — это подробный рассказ о каком-нибудь человеке (или местности). Это добавление «красок» поможет сделать историю более привлекательной.

Следующий параграф — основа вашей статьи – сообщает читателю главные тезисы вашей истории. Если вы берете интервью у преподавателя, который признался в получении взяток, тогда в основе материала, например, можно упомянуть, что он — один из многих преподавателей, которые прибегают к
коррупции, чтобы выжить на свои низкие зарплаты.

Затем напишите предложение о том, насколько вероятно изменение ситуации, или насколько сложившаяся ситуация приемлема, или даже о том, существует ли движение за избавление от таких людей, как этот преподаватель.

Затем предоставьте факты, которые помогут понять масштабы и важность проблемы. Говорили ли опрошенные студенты, что платить взятки необходимо? Производила ли полиция в последнее время аресты
преподавателей?

В основной части истории вы можете рассказать о других людях — экспертах и обычных граждан, у которых есть мнение, отличное от предыдущих, изложенных в статье. Если по какой-то причине вы не смогли поговорить с этими людьми напрямую, четко укажите ваши источники.

В конце изучите возможные варианты решений проблемы. В заключение постарайтесь найти цитату, которая косвенно может предвосхитить будущее решение вопроса или же подводит итог материала.

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. Наша «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.