Простые предложения и интересные заголовки

Продолжаем публиковать наши ответы на наиболее интересные вопросы студентов наших курсов, на которых мы дистанционно учим людей основам журналистики. Очень часто наши студенты интересуются длиной предложений, заголовками и другими нюансами, связанными с написанием текста.

Для начала вам нужно понять одну важную мысль. Современные люди, активно пользующиеся интернетом и всевозможными гаджетами, любят простые, короткие и четкие предложения. Начинающие журналисты часто пишут сложно, пытаясь удивить всех своими литературными талантами, стараясь “переплюнуть” классиков. Не нужно этого делать.

Есть художественная литература, в которой всё красиво, витиевато, сложно написано — читаешь и воображение тебя куда-то уносит. А есть журналистика и новости, которые должны быть написаны понятно и просто. Их читает парень, присев на 5 минут на своей кухне с бутербродом в руках. Их в метро читает девушка с экрана своего смартфона. Их читает бизнесмен в перерыве между совещаниями. Поэтому они должны быть понятными и простыми, иначе человек просто их пролистает или с раздражением закроет.

На нашем курсе мы подробно рассказываем о том, что есть заголовки для сайтов и информационных агентств, к которым нет ни у кого претензий — они отражают суть и передают новость. Например, «В Омске открылся пивзавод», «В России пособия повысят на 2 процента» и т.д. Я сейчас не говорю про глупые, кричащие заголовки статей на сомнительных сайтах. А есть заголовки для печатных изданий, где заголовок — просто “реклама” статьи, витрина, её красивая обложка. Заголовок должен быть связан, отражать как-то ваш материал, но это просто красивая приманка.

Хороший заголовок придумать не просто, но чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше у вас получается. Читайте сайты информационных агентств, читайте серьезные печатные издания или их сайты. И обращайте внимание на наиболее удачные заголовки. Подражание лучшему – мощный инструмент в деле освоения навыков по написанию отличных журналистских материалов.

Также есть такой прием: читайте свой текст и выписывайте все самые яркие ассоциации – слова и фразы. Например, к тексту про достижения современной медицины можно было бы выписать такие слова и словосочетания как: биохакинг, достижения, современная медицина, новые технологии, ученые зажигают, эффект плацебо и т.д. Оперируя этими словами, можно придумать заголовки, например, “Новая медицина” или “Биохакинг: безумие ученых-самоучек?”

Фотожурналистика времен Великой Отечественной Войны

Фотожурналистика, как и журналистика в целом, в годы Великой Отечественной Войны служила на благо своим и во имя борьбы с врагом. Репортеры вплоть до Дня Победы над фашистской Германией вели хронику событий, держали в курсе всех до последнего, рискуя своей жизнью. Это было для них долгом чести.

Фотокорреспонденты старались через объектив своей камеры рассказать о войне максимально точно и объективно. Страдания людей, разрушенные дома, всю боль народа – все это можно было увидеть на фотографиях того времени.

В то время гнев советского народа вызвал фотоснимок «Таня» Сергея Струнникова: мертвая девушка-партизанка на снегу, с обрывком веревки на шее. Казненная фашистами в селе Петрищево юная патриотка назвала себя Таней. Но это была всем известная народная героиня, комсомолка Зоя Космодемьянская. Сам фоторепортер Сергей Струнников оставил свою жизнь на фронте в 1944 году. Мнения относительно данного снимка разделились. Одни считали эту историю пропагандистской выдумкой, другие же наоборот.

На страницах газеты “Правда” печатали фотографии с фронтов военного фотокорреспондента Михаила Калашникова, погибшего также уже в период освободительных боев Красной Армии в 1944 году.

Фоторепортёры военных лет рискуя жизнью через объектив фотокамер передавали события военных сложных лет: оборону городов, героические подвиги. Они находились и на линии фронта, в партизанских отрядах. Попадая на страницы газет фотографии обретали немыслимую патриотическую силу.

Нельзя оставить незамеченной работу Макса Альперта, который в годы войны явил миру свой талант фотокорреспондента. Он был репортером ТАСС и «Совинформбюро». Одна из самых знаменитых фотографий военного времени – это его снимок «Комбат». Его работы отличались особой экспрессией.

Младший политрук А. Г. Ерёменко / Макс Альберт 1942 год

Евгений Халдей запечатлел на фотографии водружение Знамени Победы над Рейхстагом в 1945 году. Этот снимок стал триумфальным и победоносным. Этот снимок навсегда сделал Евгения Халдея почетным фотографом не только военного времени.Чтобы сделать тот снимок, он вылетел из Москвы в Германию. Сам фотограф рассказал, что композицию организовали для снимка, но это никак не умаляет ценности фотографии и труда. Ему удалось отразить в одной фотографии все надежды, всю боль, все потери и чувство триумфа и гордости. Это снимок стал легендой и буквально символом Победы.

Евгений Халдей, 1945 год

К сожалению, имена великих профессиональных фотокорреспондентов мало кому известны, кроме тех, кто является представителем смежных профессий. Но и современные представители медиа зачастую не могут похвастаться такими знаниями. Как и в любом деле, и в жизни в целом, важно знать историю.

Анна Коротченкова

5 рекомендаций, чтобы фотографии и текст были идеальными

Каждый день мы дистанционно работаем с нашими студентами, отвечаем по электронной почте, в социальных сетях и в мессенджерах на их вопросы и даем практические советы. Например, звучат вопросы: “какие фотографии сделать в поездке?”, “как оформлять текст?” и многие другие. Ответим на некоторые вопросы.

1. Ок, вы отправились в командировку или просто выехали на какое-то мероприятие. Фотографируйте людей! Фотографируйте героев вашего журналистского материала и тех, кто имеет к нему какое-то отношение. Желательно поймать какое-то действие, то есть не просто стоит человек, а что-то делает — запускает станок, смотрит на памятник, срывает яблоки. Желательно чтобы действие отражало тему материала. Если пишете о производстве кефира, то пусть работник завода снимает партию товара с конвейера. Материал о развитии туризма – сделайте фотографию туриста, который залюбовался местными достопримечательностями.

2. На всякий случай сделайте фотографии надписей, которые встретите в месте своего пребывания, крупным планом — табличку с названием улицы, билборд с информацией о мероприятии, бейдж спикера и т.д. Во-первых, эта информация может вам пригодиться при подготовке материала. Во-вторых, эти фотографии тоже могут быть использованы на сайте или в социальных сетях.

3.  Далее идет совет элементарный, но насущный. Если вы высылаете свой текст редактору, в редакцию, то этот текст нужно отформатировать, чтобы он был одним шрифтом, одним цветом. Например, когда вы копируете текст из интернета или из пресс-релизов и вставляете в Ворд, то там есть несколько вариантов вставки, выбирайте «сохранить только текст», тогда он вставит только текст и ничего больше. В разных Вордах может быть по разному, попробуйте как у вас. Текст, в котором абзацы “пляшут”, шрифты “шалят” и фразы переливаются разными цветами – выглядит очень подозрительно 🙂

4. Еще один момент по фотографиям. Если вы пишете текст просто для какого-то сайта, то подойдут любые фотографии из Интернета, хоть пингвин с книгой (такие изображения называются иллюстративные). А вот если это СМИ, то нужны настоящие фотографии, показывающие реальные события, реальных людей, о которых идет речь в материале. То есть если пишете о пользе клубники для сайта, то пойдет любая красивая клубника из интернета. А если пишете для городской газеты о местной теплице, в которой выращивают клубнику, то нужно фото этой теплицы.

5. Ошибка многих начинающих – пишут очень широко, глобально, в одном тексте об всем. Не старайтесь в самом начале писать большие тексты. Не пытайтесь объять необъятное. «Бейте» в своих материалах более прицельно, более локально. Не обязательно писать о судьбе всего молодого поколения, просто расскажите о Пете Иванове, который победил в престижном конкурсе. Не старайтесь раскрыть всю проблему коррупции в мире, напишите (опираясь на информацию из правоохранительных органов) об аресте одного взяточника.

Еще хотим поддержать тех, кто не любит компьютерные программы и все эти современные новшества. Не волнуйтесь, если что-то не получается. Самые важные навыки для журналиста — это умение писать качественные тексты и общаться с людьми. Дополнительный навык — умение фотографировать, опять же важнее не технически качественный снимок, а правильно построенный кадр (чтобы в кадре было какое-то действие, человек, чтобы всё это отображало суть статьи). А всякие компьютерные «прибамбахи» — это дело вторичное, они могут помочь, но не обязательны.

13 заповедей хорошего журналиста

Как стать хорошим и успешным журналистом? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, зато можно постоянно совершенствоваться в профессии и однажды обязательно услышать лестные отзывы о своей работе. Чтобы этот процесс пошел быстрее, стоит прислушиваться к советам тех, кто уже кое-что знает о работе корреспондента. Ниже представлены рекомендации, которые на собственном опыте проверили опытные журналисты.

1.  Когда пишете новостную заметку – не забывайте рассказать или дать справкой данные, которые введут читателя в курс дела. Новость без предыстории – не новость. Что может быть нового, если человек вообще ничего не знает по данному вопросу.

2. Не умничайте слишком только ради того, чтобы показаться очень мозговитым человеком в глазах аудитории. Читатели оценивают ваши работы не по этим параметрам, поэтому старайтесь быть проще, объясняйтесь с аудиторией понятным всем языком. Он так и называется – литературно-разговорный.

3. Не оставляйте вопросы без ответа, если вы их обозначили в лиде или непосредственно в тексте. Не растягивайте всё на целый текст. Если задали важный вопрос, постарайтесь ответить сразу.

4. Все требует подтверждения. Не будьте голословны, утверждая что-либо. Сопровождайте любые заявления фактами и примерами.

5. Не спекулируйте драматическими событиями, пытаясь сгустить краски. Старайтесь соблюдать сдержанный тон.

6. В тексте больше показывайте, а не рассказывайте (когда это уместно и идет на пользу тексту). Почувствуйте разницу:
-она плакала и была очень расстроена;
-ее волосы прилипли к заплаканным щекам, слезы катились градом, она еле держала платок в руке.

7. Самые яркие и экспрессивные слова в предложении следует располагать в начале и конце для максимального эффекта акцентирования.

8. Не перебарщивайте с прямым цитированием спикеров. Чередуйте с текстом. Ведь слова героя можно оформить и так: «По словам Ивана Иванова, эта ситуация была такая…»

9. По возможности источник цитаты обозначайте до ее размещения, чтобы перед прочтением у читателей была возможность уже познакомиться со спикером.

10. Дьявол таится в деталях, выразительность – в краткости. Придерживаясь этих принципов, можно рассчитывать на то, что у вас выработается хороший стиль и вкусный слог.

11. Не секрет, что большая часть читателей любит кратко и максимально подробно, без лишней воды узнавать новую информацию. Излагайте кратко там, где это возможно.

12. Когда переходите от одной части к другой, используйте связующие предложения, вводные конструкции, фразы-связки.

13. Всегда читайте материал вслух. А лучше несколько раз. Если кто-то готов при этом послушать и почитать ваш текст – вообще отлично. Конечно, когда вы встанете на самостоятельные рельсы журналистики, а материалы будут выстреливать молниеносно, то в этом отпадет необходимость. Но оставить этот метод можно для сверхважных публикаций.

Анна Коротченкова

Сколько знаков должно быть в статье

Нам поступает много вопросов. Сегодня студентка Школы журналистики написала: “планирую писать для СМИ, но не знаю на сколько знаков писать текст…”

На счет количества знаков есть много нюансов. Например, если пишете для информационного агенства, то посмотрите какого объема у них выходят новости и старайтесь писать примерно столько же. Для газеты — тоже самое, обратите внимание какого объема там выходят новостные заметки, статьи и материалы других жанров.

Также редактор может дать конкретное задание, например, написать текст на 4 тысячи знаков.

В журналистике оплачивается количество знаков без пробелов. То есть если расценка на гонорары, например, 1 рубль за знак, то считаются знаки без пробелов. А вот если есть задание написать определенное количество знаков, то пробелы учитываются.

А при написании книг всегда учитывается текст с пробелами. В этом случае он подсчитывается в авторских листах (1 авторский лист — 40 тысяч знаков).

Узнать количество знаков в тексте не проблема. Думаю, вы это знаете. Когда пишете тексте в Ворде, то в нижний строке слева есть надпись о количестве слов, кликаете на неё и открывается окошко с подробной статистикой по количеству знаков.

Что такое охваты инстаграм и зачем они нужны

Пожалуй, редкий сотрудник медиа не ведет свой инстаграм. Это же не только ареал его обитания, но и визитная карточка. В настоящее время социальные сети – хорошее подспорье для поиска информационных поводов. Лучший способ продемонстрировать будущему работодателю свой навык использования этого ресурса – иметь раскрученный инста-аккаунт. Но сделать это не так-то просто. Алгоритмы меняются чуть ли не каждый день, а следовать им нужно с такой же скоростью. Особую роль играют охваты.

Под этим термином понимают число уникальных посетителей вашей страницы, которые видели ваши публикации. Чем больше просмотров сторис, видео- и фото-контента, тем обширнее охваты. Чтобы стало еще понятнее, запомните важный момент: чем больше люди взаимодействуют с вашими публикациями и историями, тем чаще ваш контент будет им показан. Обратите внимание на свою ленту. Вы заходите проверить, что в ней нового и в основном видите одних и тех же людей.

Что именно влияет на увеличение охватов по степени важности: сохранение поста в закладках, комментарии поста, репосты подписчиков в свои сторис, лайки посту и переходы в профиль.

Важно не только их количество, но и скорость с которой посты обрастают вышеуказанными взаимодействиями. Особенно важно это в первые полчаса.

Поэтому нет никакого смысла выкладывать посты посреди ночи только потому, что это удобнее вам. Нужно проанализировать статистику и понять, в какое время ваша аудитория наиболее активна. Также важно учесть и тематику. Про секс реже читают днем, а про работу над собой с меньшей вероятностью прочтут ночью в полудреме. Здесь не обязательно быть психологом — достаточно просто подумать, примерить ситуацию на себя и своих знакомых, понаблюдать за тем, как себя ведут другие пользователи соцсетей.

На охват также влияют следующие моменты: сколько человек тратит времени на чтение вашего поста, разворачивает ли длинный пост полностью, листает ли фото в карусели (когда в одном посте сразу несколько фотографий), смотрит ли сторис до конца, переходит ли к следующим вашим сторис или выходит из них. А также ответ на сторис в директ, то есть реакция на историю – символом или текстом. Именно для этого владельцы аккаунтов запускают разные активности. Например: опросы, вопросы, интерактивные игры в сторис – все, что требует от подписчика нажатия.

Значение имеет и использование хэштегов. Максимум под публикацией можно разместить 30 штук. Но лучше меньше, да лучше. Обратите внимание, на какие хэштеги подписаны ваши друзья. Это скорее не массовые теги, которые используют миллионы пользователей бездумно из серии: «picoftheday», «счастье», «семья», а что-то более конкретное. Например: «закатвмоскве», «турыпороссии», «мамадочки»,«черныеплатья»,«яжурналист»,«смимосквы».

Анна Коротченкова

Медиафорум Артек и Школа журналистики

Наша студентка прислала письмо: “Вкусный» текст может появиться только у тех, кто успешно борется с творческой ленью. Ранним утром ко мне в социальном сети пришла рассылка «ЮНПРЕСС» о наборе, на конкурсной основе, юных журналистов на IV Международный медиафорум юных журналистов в МДЦ «Артек» осенью 2018 года. Меня очень заинтересовало это сообщения, и я стала читать подробности. Прости прочтения всех условий я поняла, чтобы стать повторно победителем конкурсного отбора (в прошлом году я уже была участником III Международного медиафорума юных журналистов в МДЦ «Артек»), нужно сделать уникальную профессиональную публикацию, показать свой «конек», чтобы попасть на Международное мероприятие для молодежи 2018. Я стала усиленно искать курсы по журналистике в глобальной сети. И вот нашла дистанционные курсы «Школы журналистики» -Урааа!!! Теперь, когда я прошла конкурсный отбор в «Школу журналистики», я очень хочу научиться всем тонкостям журналистики, написанию научных статей, «вкусных текстов», профессиональному копирайтингу, научится писать короткие сценарии для молодежных СМИ. Развить свои творческие способности с помощью профессионального обучения. Все знания, полученные в «Школе журналистики», я буду использовать в развитие себя, как журналиста. Также хочу попробовать себя стажером в каком–нибудь электронном издании, в продвижении школьного сайта и реализации своих творческих способностей. Надеюсь, что я справлюсь. Пусть удача будет рядом!”

Современная фотожурналистика

Фотожурналистика с начала своего появления непрерывно развивалась под воздействием течений и изменений общества. Современная фотожурналистика практически насквозь пропитана цифровыми технологиями, а тенденции в ней задаются прогрессом и социальными потребностями. Конечно, век скорости и высоких технологий преобразовал фотожурналситику.

Согласно одному из небольших исследований, на которое ссылаются многие лекторы на первом курсе факультетов журналистики, выяснилось, что в 2000 году более 50% аудитории нравились фоторепортажи в онлайн СМИ, а около 40% предпочитали печатные издания. То есть уже тогда аудитория начала перемещаться в интернет-пространство.

Многие фотожурналисты говорят о том, что техника берет свое и показывает свои преимущества над человеческими возможностями. Мастерство и знания однозначно необходимы, чтобы достичь значительных успехов на этом поприще, но и без качественной современной техники сейчас никуда. Элементарно, на работу в крупное известное издание могут не взять.

Развитие современной техники позволяет оперативно отправлять снятый материал сразу на сайт или в редакцию. Что крайне важно для новостных фоторепортеров. Конечно, это повлияло на требование к современным фотографам, которые работают в СМИ. Соответственно, если технику для работы ему выдадут в редакции, то навыки по работе с ней он должен получить задолго до того, как приступит к обязанностям. Помимо материальных вложений в оборудование, от фотографа требуется постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Например, на Олимпийских играх и других крупных событиях, где нужно максимально оперативно предоставлять данные в штабы и редакции, все фоторепортеры бывают буквально увешаны всякого рода техникой. В таких случаях на счету каждая секунда, практически, как у спортсмена.

При этом есть и противоположенное направление съемки – более глубокое, где в событие или тему нужно погрузиться с головой и фотоаппаратом. Как правило, фотограф сам инициирует съемки по определенной теме, которую досконально изучает, прорабатывает сюжет и композицию, а уже готовый продукт предлагает редакции или коммерческим структурам.

Как и раньше, к современной фотожурналистике сохранилось требование относительно емкости содержания снимка. Качественные снимки начинают часто теряться среди огромного количества тематических. Например, после концерта известного исполнителя, кадров в сети будет много у всех изданий и разных фотографов. Уникальный кадр рискует затеряться. Поэтому часто фотографы не любят подобные съемки, считая такого рода задания проходными.

Между тем, в процесс современной фотосъемки независимо от жанра и типа, могут быть включены сразу несколько типов объективов, камер, штативов, ламп. Если вы решили попробовать себя в этом направлении, запаситесь терпением и финансовым запасом.

Анна Коротченкова

Пользовательский контент: зачем UGC нужен журналистике

Разбираясь в тонкостях современных терминов в области журналистики, просто невозможно проигнорировать понятие пользовательского контента. Это то, к чему сейчас стремятся многие передовые издательства, которые работают в сфере новостной журналистики.

Пользовательский контент часто называют коротко UGS, что с английского так и переводится (user-generated content). Этот термин имеет большое значение и для маркетинга. В этой сфере исследуется бесплатный контент аудитории, а именно публично размещаемое мнение об услугах или товарах. В журналистике речь идет о контенте от пользователей, содержимое которого может содержать информповоды или мнения на тот или иной счет. Соответственно две родственные сферы имеют различные цели и задачи UGC. В маркетинге – сделать товар/услугу популярным, а в журналистике через пользовательский контент создать свой контент для публикации.

Этот тип контента стал практически основной тенденцией онлайн-изданий. Он фактически формирует двустороннюю связь аудитория – СМИ. Это переход от старой модели передачи информации только в одну сторону к новой современной, где нужна взаимная коммуникация в сфере средств массовой информации.

UGC контент становится мерилом качества публикаций в СМИ. Интересные и стоящие материалы репостятся со скоростью света, делая популярными журналистов и издания. В том числе и поэтому представители СМИ стараются быть в числе первых, кто явит новость интернет-пространству.

Коммуникации становятся не только двусторонними, но и по сути персонализированными за счет присутствия пользовательского контента. То есть можно сказать, что средства массовой информации переплетаются со средствами массовых коммуникаций.

Стоит уточнить, что именно принято называть пользовательским контентом:

– отзывы о товарах, услугах, явлениях, с которыми столкнулись их потребители специально или случайно, а затем рассказали об этом широкой аудитории;
– обзоры, сравнения, рассказы о собственном опыте в социальных сетях;
– комментарии под рекламными или новостными публикациями;
– обсуждения на форумах на площадке СМИ;
– участие в развернутых опросах редакций;
– размещение контента в комментариях под постами/публикациями редакций с просьбой поделиться своими фотографиями. Также призыв может быть отправить на почту редакции, в сообщения соцсетей или мессенджеров СМИ. После чего собираются публикации-подборки с пользовательским контентом. Далее те, кто стал участником материала охотно делятся им в социальных сетях.

Пользовательский контент не выглядит как нарочитая реклама или информационная пропаганда. Это позволяет заручиться доверием и лояльностью аудитории к изданию, сделать конкретное СМИ более популярным и расширить аудиторию своих читателей.

Анна Коротченкова

Логово текста: 8 признаков хорошего стиля письма

Признаки хорошего стиля, как и хорошие манеры – выдают профессионала в области журналистики. Ведь можно быть хорошим репортером, а можно превосходным. Многие журналисты мечтают добиться совершенства в написании текстов, но не все знают, что это значит. А так хочется услышать от главного редактора: «Мне нравится твой стиль». Давайте разберемся, какие признаки есть у хорошего стиля.

1. Использование действительного залога вместо страдательного. Это обогащает речь и делает ее более живой без лишних изысканий. Вместо: «Руководителем предприятия был подписан указ о….» – «Руководитель фирмы подписал указ о…».

2. Еще хуже обезличенный страдательный залог: в совхозе было перепахано цело поле. Кем? Звучит очень сухо и незвучно. Лучше написать: местные жители перепахали целое поле в совхозе. Сразу появляется ожившая картинка в голове и текст оживает, в том числе.

3. Основной упор делайте на существительные и глаголы, не перестарайтесь с прилагательными. Многие начинающие журналисты стараются придумать доселе неиспользуемые речевые обороты, пристроить как можно больше наречий и прилагательных. Поверьте, это будет сложно читать и понимать всем, кроме самого автора. Несколько прилагательных в одном предложении относительно разных объектов мешают представить картинку. Например: серо-голубой грузовик вылетел с дороги и влетел в огромный пожелтевший дуб. Предложение перегружено прилагательными. Нужно упростить, чтобы заставить читателя представить картину наиболее полно. Опишите грузовик в предыдущих предложениях. А в этом сделайте акцент на дереве. Например: большегруз вылетел с дороги и влетел в огромный дуб.

4. Используйте простые и понятные слова, не ищите, как усложнить – наоборот упрощайте. Штампов нужно избегать также тщательно, как и новых слов, даже если это не совсем разговорный сленг.

5. Профессионалы советуют не использовать в тексте предложения длиной более 18 слов. При этом в нем должна быть заключена только одна мысль. Меньше слов – больше шансов у читателя отследить ход вашей мысли. Длинные и короткие предложения лучше чередовать.

6. Проверяйте грамотность по всем параметрам, согласованность слов в предложении. Корявый и безграмотный текст – залог того, что вы станете примером анти-стиля.

7. Не вытряхивайте все детали в первом абзаце – лиде. Пишите вкусно, дозировано – каждой детали свое время и место в тексте. Пусть читатель смакует каждый абзац.

8. Больше повествуйте, заманивайте читателя в логово вашего текста. Пусть почувствует себя героем или очевидцем всего происходящего. Умение достоверно описывать происходящее – весомый навык на пути к своему стилю. Тут очень важно понять, что читатель не хочет видеть ваш бой с тенью за звание лучшего знатока лексики русского языка. Он хочет понять, представить и очутиться в том месте, где вы ему велите быть своим текстом.

Анна Коротченкова