Термином «стендап» называют работу корреспондента в кадре. Журналист находится непосредственно на месте события и передает информацию.
Согласитесь, есть большая разница в восприятии информации зрителем, если за спиной корреспондента можно увидеть разбившийся вертолет и работу пожарной службы, в сравнении с диктором, просто читающим с телесуфлера скудные данные о чрезвычайном происшествии.
Стендап используется во многих самых разных ситуациях. Например, редакция работает с информацией «В сезоне весна-лето 2021 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1965 году». Видеоряда той давней коллекции в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет со стендапом, например, у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ или в российском доме моды, где тоже представлены подходящие коллекции.
В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор и журналист успешно работают вместе, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным.
Стендап может открывать сюжет, вписаться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует присутствие репортера в центре события.
Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в некоторых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте.
Теперь давайте поговорим о синхроне. Для журналиста, который давно работает в печатном/интерет-издании, на телевидении, интервью не является слишком сложным жанром. Синхроном называется небольшое интервью в видеосюжете. Название происходит от необходимости синхронизации видео- и аудиоматериала. Раньше видеоизображение человека и его голос записывали на разные устройства. Сейчас, в большинстве случаев, тоже звук записывают на отдельное звукозаписывающее устройство. Потом аудио и видео сводится в один файл, синхронизируется. Отсюда и название «синхрон».
Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента сказанного интервьюируемым. На практике же часто бывают ситуации, когда человек озвучивает принципиально важные моменты раздельно — в начале своего выступления, затем в середине и, например, в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование. Всё лишнее уберут, всё важное оставят.
Практическое упражнение
Мы предлагаем вам поупражняться. Такое задание мы даем на наших курсах по подготовке к журфаку. Запишите видео с вашим участием. Например, расскажите о каком-то интересном месте в вашего городе, населенном пункте. По этой ссылке можно посмотреть как с этим заданием справлялись наши молодые студентки.
Записать звук (например, когда берете интервью или записываете подводку к видео) можно с помощью любого бесплатного приложения «диктофон». Если у вас на телефоне он не установлен, найдите его в Play Market или App Store, установите и попробуйте что-нибудь записать.
Итак, мы предлагаем вам записать короткое видео (несколько минут), в котором рассказать об интересном месте в вашем городе, в вашем населенном пункте. Это будет больше похоже на видео блогера, но зато в нём будут все журналистские составляющие телесюжета. Алгоритм действий:
1. Стендап-подводка. Находясь в выбранном месте, запишите видео со своего смартфона, просто держа его в руке. Представьтесь и скажите, что хотите рассказать об интересном месте.
2. Поснимайте выбранное место с разных ракурсов.
3. Напишите короткий закадровый текст, озвучьте его и запишите с помощью приложения-диктофона.
4. В программе InShot или любом другом видеоредакторе сведите всё в одно видео.
5. А если хотите, чтобы было совсем круто, то добавьте синхрон. Спросите об этом месте прохожего или попросите сказать пару слов друга/подругу.
Елена Гуляева, Алексей Родионов