«Свой человек» – фильм, который должен посмотреть каждый журналист

 Линар Ханипов, специально для Школы журналистики

Когда в различных интернет-анкетах в списке любимых фильмов я указываю «Свой человек», невольно задумываюсь, чем же меня «зацепила» эта сложная картина. Поделюсь своими впечатлениями о ней в данном отзыве.

Топ-менеджера американской табачной компании B&W Джеффри Уайгэнда, увольняют за его несогласие с использованием в продукции вещества, вызывающего симптомы наркозависимости. Об этом становится известно журналисту и продюсеру популярной телепередачи CBS News Лоуэллу Бергману, и он уговаривает Уайгэнда на разоблачительное интервью. В свою очередь, B&W напоминает бывшему работнику о конфиденциальных условиях трудовых отношений и для сохранения собственной репутации применяет различные «превентивные» меры: шантаж и угрозы. Не выдерживая такой кошмарной жизни, от Уайгэнда уходит жена. Но драму переживает не только он…

Параллельно возникают разногласия у Бергмана с руководством CBS. Кредо Бергмана не позволяет ему пойти на попятную, спустить дело на тормозах и предать «инсайдера». Назревает конфликт журналиста и работодателя, и он не ограничивается тем, что последний бюрократическими методами сдерживает гуманистскую инициативу первого. Нам показывают конфликт популярного телеканала с журналистикой, когда принимаются полумеры и в передаче «60 минут» полуправдиво вещают о делах Уайгэнда и B&W. А полуправда, как известно, нередко хуже лжи.

Вероятно, не каждый российский зритель проникнется работой Майкла Манна. Подумаешь, Америка, суд табачной корпорации с каким-то там учёным. Кому-то покажутся смешными проблемы западной демократии. Но мудрый зритель должен понять, что извечное противостояние чести и лжи не ограничивается национальными рамками и ментальными границами.

Как не устаёт повторять один российский мэтр журналистики, автор книг по психологии: «Мне интересны люди». Думается, любой журналист – эмпат по натуре – полностью погрузится в борьбу героев фильма. Потому-то уверен, что он понравится абсолютно всем посетителям сайта Школы журналистики.

У фильма напрочь отсутствуют признаки остросюжетного кино, но искусная драматургия не позволит зевнуть ни одному вдумчивому зрителю. Переплёт подлинно документального сюжета с блестящим художественным творчеством. Великолепная игра несравненных Рассела Кроу и Аль Пачино… Осмелюсь на заявление, что увидеть картину «Свой человек» обязан каждый журналист. Пусть я им ещё не стал – лишь в самом начале творческого пути – но твёрдо уверен в данном выводе.