Почему важно придерживаться уникальности текста

плагиат уникальность текста журналистикаОбратите внимание: редакторы СМИ и преподаватели вузов часто проверяют текст на уникальность, то есть с помощью специальных программ и интернет-сервисов уточняют ваш это текст или скопированный из интернета.

Мы иногда сталкиваемся с неуникальными текстами, которые присылают наши студенты в Школу журналистики и отправляют внештатные авторы в редакции СМИ, в которых мы работаем. Объясняем, почему так делать не надо.

Дело в том, что на сайте нельзя публиковать чужой текст, это понижает рейтинг сайта в поисковиках типа Гугла и Яндекса и потом пользователям интернета, которые что-то ищут, не будут показываться страницы нашего сайта. А если вы пришлете чужой текст в редакцию, то редактор это воспримет как попытку его обмануть и продать текст, который вам не принадлежит.

Автор этого текста допускал подобные ошибки на заре своей работы в СМИ. Отправил однажды фотографии из интернета как иллюстрации к своей статье, а редакция посчитала что они мои и выплатила гонорар. Получается, обманул коллег.

Наша онлайн-студентка Татьяна из Санкт-Петербурга написала нам письмо, в котором задала два вопроса — об уникальности текста и плагиате: «Новостной стиль не подразумевает художественных изысков текста. Фразы стандартны, формулировки типичны. И новости одного издания не сильно отличаются от новости другого издания. И как в таких условиях написать уникальный текст? Если я в своей статье брала выдержки из интервью, взятом репортером одного из изданий и опубликованном в сети. У меня в тексте это подано как цитаты, просто прямая речь одного из героев статьи. И как мне быть в такой ситуации? Как это заимствование оформить должным образом?»

Отвечаем. Программы, определяющие уникальность текста, довольно умные. Если вы пишете «с нуля» своими словами, то они показывают уникальность текста процентов 96-98, иногда только подчеркивая такие выражения как «было сказано на пресс-конференции», «по словам пресс-секретаря» и подобные, которые часто употребляются в СМИ. Здесь проблем нет, если пишете сами — то текст будет уникальным, можете и не проверять.

А вот если пишете по пресс-релизу, который получили еще десяток других изданий и журналистов, то текст нужно менять, дополнять. Многое зависит от редакций, для некоторых редакторов использование неуникального текста сродни преступлению, а некоторые в этом не видят ничего предосудительного.

К сожалению, использование прямой речи — тоже плагиат. И в моей работе такое тоже случалось. Раньше я многого не понимал и однажды использовал в своей статье слова какого-то чиновника, которые он сказал информагентству. Что тут началось… Нашелся автор статьи и предъявил свои претензии. Многие журналисты тоже считают это плагиатом. Вы спрашиваете: «как быть?». Давайте опять «пробежимся» по некоторым вариантам сотрудничества со СМИ.

1. Вы работаете журналистом. Посещаете мероприятия, берете интервью и пишите «из головы», делая звонки экспертам. В этом случае вашему тексту неуникальность не грозит.

2. Вы работаете рерайтером, пишете для информационных сайтов и переписываете тексты своими словами. Делайте это, повышая уникальность текста. Например:

В оригинале: «Все заводы в этом районе будут закрыты», — сказал губернатор. А вы пишете: «Губернатор заявил о закрытии заводов в таком-то районе».

Или можно из всего сказанного «вычленить» главное. Пример: «Борьба с коррупцией — это одно из важных направлений нашего ведомства. Мы разрабатываем ряд поправок в законодательство, чтобы ужесточить наказание за такие преступления», — сказал министр. Вы пишете: «Мы разрабатываем поправки, ужесточающие наказание за коррупционные нарушения», — отметил министр.

Конечно, писать надо, не искажая смысл сказанного спикерами.