1. Какой объем должен быть именно у новостной заметки? Есть ли какие-то ограничения?
Зависит от издания, для которого пишите. В среднем 2-2,5 тысяч знаков без пробелов.
2. Должен ли быть лид в заметке? Или это относится только к статьям?
Как правило, в маленькой заметке не используется лид. Но опять же многое зависит от издания, в разных газетах/журналах/сайтах свои традиции. Например, в моей экономической газете все новостным материалы можно условно поделить на две категории — маленькие заметки без лида и без фотографии, и большие в которых используется и лид и фото. Когда начинаете работать с каким-то СМИ или новостным порталом — первым делом почитайте, изучите как пишут, о чем пишут. И сразу увидите предпочтения редактора, политику издания.
3. Этот вопрос не по данному заданию, может я забегаю вперед, но мне важно знать, какими компьютерными программами пользуются авторы для интернет СМИ? Читала про html разметку и про cms.
Если Вы просто журналист и автор статей, то никакими специального программами пользоваться не нужно. Написал в ворде и отправил, или даже просто отправил текст письмом в почте. Бывает, что для авторов интернет-изданий есть специальная панель управления. Проще говоря, Вам дают логин и пароль, Вы заходите на сайт и видите как добавлять текст, фото, теги и прочее. Там всё всегда просто, не сложнее размещения материалов в социальной сети. Язык html нужен, если Вы разрабатываете сайт. Теоретически можно предположить, что на каком сайте от Вас попросят размещать материалы, учитывая html-коды. Я с таким за 12 лет работы не сталкивался. Но можно при необходимости подучить html в интернете (когда возникнет необходимость). Это специальные команды и их не так уж и много. Например, чтобы текст был выделен жирным — ставится такой-то код, а если необходимо отформатировать текст по ширине — то такой-то. CMS — это и есть система управления контентом на сайтах, Вам как пользователю не нужно специальных знаний для её использования. Насколько я понимаю это и есть та панель управления, которая предоставляется на некоторых сайтах журналистам. Там всё просто и интуитивно понятно, интерфейс похож на электронную почту или социальную сеть.
После каждого урока — задавайте вопросы, это полезно и для Вас, и для нашей Школы журналистики. Спасибо!
Выполненное студентов контрольное задание и наши комментарии:
Кот так и не заговорит!
IT студия «Гарпикс» не будет продолжать реализацию своего проекта «Говорящий кот Тома».
Студия web-разработки «Гарпикс», известная своими обучающими приложениями для детей, решила прекратить работу над созданием инновационного и не менее долгожданного приложения «Говорящий кот Тома».
Напомним, что «Говорящий кот Тома» это обучающее приложение для детей, где главный персонаж ведет диалог с пользователем, который отвечает на вопросы, умеет шутить и рассказывает интересные факты, умеет считать. Главной идеей данного проекта было создание некого виртуального питомца, с которым дети могли бы общаться, обучать его и обучаться сами, заботиться о нем, другими словами, тамагочи с искусственным интеллектом.
Причина закрытия проекта до конца не ясна. По словам Генерального директора «Гарпикс» Руслана Гатаулина, финансирование работ по проекту прекратилось, в связи с чем возникли трудности дальнейшей реализации данного проекта.
Со слов бывшего Директора по развитию Ольги Герц: «Все намного проще, никакого прекращения финансирования не было, контракт между нашей студией и спонсором был заключен на три года. Причина проста, как говорится в поговорке «рыба гниет с головы». Денег на сам проект вкладывалось очень мало, львиная доля уходила в карман Генерального директора, требования к сотрудникам, касаемо сроков выполнения работ, были невыполнимыми, зарплаты не выплачивались в полном объеме, нарушались и другие законы ТК. Это неизбежно привело к тотальному снижению мотивации, непосредственно продуктивности работы сотрудников. Проще говоря, сотрудники нашли другое место работы, и некому было продолжать проект».
Бывший Проектный менеджер Антон Лапшин поделился своим мнением: «Жаль было прекращать работу нал нашим котом, поскольку идея сама по себе уникальна, и более того приложение было почти готово. Но отношение со стороны руководства было настолько неприемлемым, что уважение у нашей команды к самим себе взяло верх, и практически все в один месяц уволились».
Новость о том, что в скором времени появится на свет виртуальный кот с искусственным интеллектом, появилась еще за три месяца до предполагаемого выпуска приложения. Вместо этого, желающие пообщаться с котом на своем гаджете, узнают другую новость, что в ноябре 2015 года студия web-разработки «Гарписк» вовсе прекратит свою деятельность.
Заголовок и лид написаны безупречно. Один нюанс на счет IT – если Вы пишите для специализированного издания, читатели которого знают что это такое – то можно оставить как есть. Если для обычного журнала или газеты, то необходимо расшифровать что это такое, что означает. Представьте, что среди Ваших читателей есть и пенсионеры, и студенты, и профессора, и домохозяйки, и многие-многие другие. Нужно писать четко, ясно, интересно и чтобы всем всё было понятно. Слишком длинные предложения. Говорят, что в журналистике самый благородный знак – это точка. Лучше писать более короткими предложениями. Так читается проще и читателю всё понятнее. Не пытайтесь удивить читателя длинными сложными предложениями. Сама тема новостной заметки – интересная. Отлично, что есть цитаты, есть разные позиции. Но, пожалуй, три цитаты для данной небольшой заметки – это много, достаточно двух. В целом – очень благоприятное впечатление от текста, приятно, когда люди понимают структуру новостной заметки и пишут грамотно. Похоже, что Вы могли бы без труда работать, например, в печатном издании уже сейчас. Спасибо за выполненное задание.