Новостная заметка и интервью

Дудь – талантливый интервьюер. Как правило, только очень крутые журналисты “с двумя высшими” подвергают его критике.

Давайте учиться писать информационную заметку и интервью. Это два основных жанра, с которых нужно начинать человеку, осваивающему журналистику.

Заметка – это информационное сообщение, которое отвечает на простые вопросы такие как «что произошло?», «где?», «когда?», «к чему это привело?». Таких сообщений много в печатных и интернет-изданиях. Как правило, это небольшие сообщения, которые легко отличить от других жанров, таких как интервью или большая статья.

Интервью – это прямое общение, разговор журналиста с интервьюируемым. Интервью строится по принципу «вопрос-ответ». И тут способности журналиста проявляется в том, чтобы задавать «правильные» вопросы, на которые будут даны интересные, развернутые ответы. Интервью может быть отдельным материалом, или может быть включено в виде комментария в другой материал, например, в новостную заметку.

Проще всего осваивать написание новостной заметки, работая с пресс-релизами. Пресс-релиз – это сообщение для СМИ, подготовленное государственными или частными организациями или людьми. Зайдите на сайты государственных органов (суд, полиция, мэрия, прокуратура и так далее). Там вы увидите опубликованные пресс-релизы и сообщения. Это официальная информация, на которую вы можете сослаться в своем материале. Эти сообщения, как правило, написаны скучно казенным/канцелярским языком. Ваша задача – переработать текст, сделав его «живым» и интересным, дополнить его другими подробностями и комментариями.

Еще раз вспомним составляющие части любого журналистского материала. Это заголовок, лид и основная часть. Лид – это первый абзац текста, выделяется жирным шрифтом. В лиде мы сообщаем о чем пойдет речь в материале, заинтересовываем читателя, сообщаем самые важные и самые общие подробности.

Итак, в новостной заметке должен быть заголовок, который вы можете придумать на любой стадии написания материала. В лид вынесите самую главную новость, дополнив её самыми главными подробностями. Лид нужно уместить в 2-3 предложения. Далее сообщаете все основные подробности, комментарий какого-нибудь эксперта или участника мероприятия. В конце можно добавить бэкграунд.

Бэкграунд – в самом конце текста указывается справочная информация по рассматриваемой теме или предыстория. Например, в случае с крушением самолета, в бэкграунде может быть статистика авиакатастроф или информация об авиакомпании.

В интервью также должен быть заголовок, лид, а далее идут вопросы и ответы. Вопросы не должны быть длинными и сложными. А ответы пусть будут развернутыми и интересными. Учитесь задавать вопросы, на которые не получится ответить кратко или ответить «да/нет».

Учитесь уже сегодня, попробуйте написать два небольших текста. Первый – информационное сообщение на любую тему. Учитесь писать такие тексты – укажите что проходит, в какие сроки, кто проводит, кто по вашему мнению принимает участие, процитируйте кого-нибудь и так далее. Учитесь искать информацию в интернете.

Второй текст – вам нужно написать интервью с самим собой, в котором задайте вопросы и в ответах расскажите о себе, что вас привлекает в журналистике, что нового уже узнали на нашем сайте и т.д. Сами задавайте вопросы и сами отвечайте.

Если вы будете работать в городском издании или писать новости для интернет-портала, то вам предстоит интересная, увлекательная работа и вы действительно своей деятельностью сможете сделать этот мир немного лучше.

Хотим обратить ваше внимание еще на пару моментов. Лучше «вещи называть своими именами», то есть четко говорить кто и что сделал. Давайте приведем примеры. «Цены на лекарства выросли» — Они сами выросли? Нет! Лучше написать, например, «производители лекарств повысили цены». «Принят законопроект»… Лучше написать: «Депутаты приняли законопроект». Четко указывайте кто это сделал, не пишите обтекаемо.

Еще перед написанием материала для себя четко поставьте цель текста, его главную мысль. Например, «в городе впервые проводится чемпионат по баскетболу», «детям не обязательно ходить в школу, существует еще обучение на дому», «губернатор не оправдал надежд жителей области». Это нить материала, на которую вы потом нанизываете факты, цитаты. Каждый новый абзац подчеркивает, усиливает, приводит к той основной мысли, которую вы хотите донести до читателя.