Ирина Морозова, специально для Школы журналистики
— Журналист должен работать «в полях», а не в кабинете редакции! Если он тут надолго задержался, это для меня сигнал к тому, что что-то с ним не так, — с нажимом произнёс главный редактор старейшей газеты города, в редакцию которой мы с учениками пришли на экскурсию.
Он продолжил:
— Не выходя из помещения, может писать статьи только копирайтер. Начитается в Интернете готовой информации, и пишет. И что он пишет? Вообще не знаю, как это назвать!..
Я улыбнулась про себя и подумала: типичная ситуация, журналист, на дух не переносящий копирайтера. Именно с таким отношением к людям, пишущим статьи для вебсайтов, я и столкнулась, когда изучала на бирже копирайтинга нюансы профессии. Изучала с большим интересом, даже азартом. В то же время натыкалась то и дело на негативную оценку деятельности копирайтера со стороны раздражённых журналистов. Но не от того ли раздражение, что профессия копирайтера востребована и составляет конкуренцию журналистике?
В своей педагогической практике я решила примирить эти два бунтующих начала. Даже придумала такую тему для одного из занятий: «Хорошему журналисту копирайтинг не помеха». (К слову, я педагог дополнительного образования на отделении СМИ.) Своим ученикам – юным журналистам — стараюсь объяснять, что главное в их профессии – понимать, что он хочет сказать читателю и никогда не говорить и не писать, если сказать нечего.
Копирайтер, конечно, приобретает навыки быстрого письма практически на любые темы, но, как только он разрешит себе писать обо всём на свете, он пропал как личность. Должны быть внутренние установки и табу, которые не позволят ему написать то, за что потом будет стыдно. А быстро искать, отбирать и обрабатывать информацию – дело замечательное. Оно оказывается полезным в любом деле.
Журналистам иногда свойственны творческие полёты, простои в работе в ожидании музы. У копирайтера нет на это времени. Перед ним поставлена чёткая задача, и выполнить её нужно в строго отведённое на это время. Причём, следует ещё и точно выполнить техническое задание заказчика. (Конечно, и у журналистов так бывает, но у копирайтеров, пожалуй, только так.)
Чему меня научила почти четырёхлетняя практика на бирже? Чему я хочу научить своих воспитанников? Не ловкому жонглированию словами, а пониманию, что за ними стоит определённое значение, поэтому слова нужно подбирать аккуратно и не использовать пустые фразы. Умению слышать того, кто ждёт от тебя статью. И писать не только то, что хочется, но и то, что захотят прочесть. Хочу научить грамотному форматированию текста, чтобы его с удовольствием прочитывали до конца, и умению править себя, а не сваливать на читателя поток сознания.
Поток сознания, однако, в отдельных случаях бывает хорош, но это уже писательство. А журналистика — увлекательный мир, позволяющий находить и рассказывать людям эксклюзивную информацию. Пусть же практические советы копирайтинга помогут журналисту достигать ещё большего уровня профессионализма. Да, в «поля», конечно, «в поля», но потом в кабинет – и за дело!