Журналистика и копирайтинг

В наших уроках мы довольно подробно разбираем копирайтинг, его отличие от журналистики, общие черты и т.д. И тем не менее, студенты Школы журналистики часто задают нам разнообразные вопросы по этой теме. Я с уважением отношусь к копирайтерам, но мне кажется журналистика интереснее и лучше оплачивается. Хотя всё очень индивидуально и могут быть исключения.

И всё же я часто советую копирайтерам попробовать посотрудничать с газетой или информационным порталом. А вдруг журналистика вам понравится намного больше? Например, я работал во многих СМИ и мне до сих пор интересны все эти конгрессы, кофе-брейки, пресс-туры за границу, семинары и т.д.

Общее у копирайтинга с журналистикой — написание текстов. Самое явное отличие — журналистика сообщает о новостях, о событиях. Есть еще отчасти общее и отчасти различное — это уникальность текста. В журналистике вроде как она приветствуется, но пойдет и процентов 70 уникальности, особенно для печатного издания (мы часто пишем по пресс-релизам, которые многими перепечатываются). А от копирайтера требуют абсолютно уникальный текст, то есть полностью написанный своими словами.

Копирайтеру довольно сложно начать зарабатывать хорошие деньги. Не так просто разобраться в биржах для фрилансеров, необходимо наработать портфолио, учитывать множество деталей при написании текста. С журналистикой проще — если ваш материал опубликовали в газете или в информационном агентстве, то вы гарантированно получите гонорар, причем такой же как и журналист с опытом.

Возможно, я предвзято отношусь к копиратийнгу. Я журналист и смотрю на ситуацию однобоко. Но я просто высказываю своё мнение. В журналистике больше свободы, творчества, уважения к вашему труду. Работа может приносить журналисту истинное удовольствие годами. А копирайтеры очень часто устают от прихотей заказчиков и им надоедает писать продающие тексты о цементе, стоматологии или учебных курсах.

Часто сталкиваюсь с тем, что журналисты считают себя более «крутыми», чем «какие-то там копирайтеры». Мы публикуемся в СМИ, официально трудоустроены, с нами считаются чиновники и т.д. Но копирайтеры более независимы, у них множество способов найти заработок. Я тоже в какие-то периоды писал статьи для сайтов как копирайтер. И всё же журналист более застрахован в плане дохода, а копирайтер более уязвим, ему могут не заплатить, обмануть. Тем не менее, как и говорится в одном из наших уроков, всё взаимосвязано и переплетено. Иногда копирайтеры приходят работать в журналистику, а журналисты иногда кроме основной работы в СМИ еще подрабатывают копирайтерами.

Если вся эта тема вам совсем не знакома, то для начала запомните самое главное: журналист работает в СМИ и пишет о новостях, а копирайтер пишет обо всем подряд, кроме новостей и пишет для обычных сайтов, которые не являются СМИ.