Журналистика неотделима от новостей, от событий. Нам, журналистам, кажется невероятным и очень удивительным, когда люди могут годами читать новости и не понимать, что в них всегда есть новостной повод. Выявляется это непонимание в ходе обучения, когда человека просишь написать какой-нибудь журналистский текст и он выдает сочинение о красоте своего города или коррупции в мире. Друзья, вы не заметили, что в любом тексте, например, на сайте информационного агентства всегда есть инфоповод?
Информационный повод — это событие, которое произошло недавно и которое стало центральным в журналистском материале. Например, это могут быть «вчера открылся завод», «на прошлой неделе принят закон», «сегодня утром умер писатель» и так далее.
Инфоповод, информповод, информационный или новостной повод — его могут называть по разному, но он 100-процентно обязателен в новостных заметках и почти обязателен в любых других жанрах.
У студентов Школы журналистики нередко возникают вопросы о «свежести» информационного повода. Если мы пишем для информационного агентства, то новость актуальна 1-2 дня, то есть событие произошло сегодня или вчера. Для печатного издания сроки могут быть больше — вполне можно написать о чем-то, что произошло неделю, максимум 10 дней назад. Но есть сайты, которые не гонятся за суперсвежими новостями, отдавая предпочтения большим и серьезным материалам. Они могут опубликовать статью, в которой информационный повод прошлого месяца.
Как видите, это зависит от конкретного СМИ. Можно просто посмотреть какие материалы они публикуют и быстро понять о событиях какой давности они пишут. А если вы ведете свой блог, то у вас вообще всё в ваших руках. Но стоит ли сейчас, например, писать о том, что в мире началась коронавирусная инфекция? Нет, она началась в прошлом году, все об этом давно знают, на эту тему надо уже написать что-то более свежее, более актуальное.
Журналистика — сплошное творчество?
Есть заблуждение, что журналистика — это такая творческая профессия, просто твори и радуйся. Творческая составляющая, конечно, есть в журналистике, но гораздо больше в деятельности журналиста кропотливой работы и следования неким алгоритмам. Журналист – это не писатель, который пишет, что его душе угодно. Журналиста можно сравнить с рабочим, который трудится на производстве по выпуску газет, новостной ленты или ТВ-передач.
Недаром в своих лекциях профессор МГУ Третьяков говорит о том, что журналистика – это конвейер, на который поступают стандартные детали. Проработав десяток лет в журналистике, с этим невозможно не согласиться. Есть хороший рабочий, а есть плохой рабочий. Хороший рабочий сделает нужную деталь быстро и с минимальными погрешностями. Также и с журналистами. Оценивая их работу, мы оцениваем не только красоту и удобочитаемость текста. Мы оцениваем их работу комплексно как труд рабочих, стоящих у конвейера. Навыки, скорость, количество ошибок, квалификация и т.д.
Жанры – это некие стандартизированные «детали», которые помогают журналистам при подготовке материала, и удобны для потребителя в плане восприятия информации. Если вас как читателя интересует чье-либо мнение, то вам нужно прочитать интервью этого человека. А если вас интересуют факты, то для вас предпочтительнее информационная заметка.
Как и в случае с рынком товаров и услуг, где потребности рождают предложения, в журналистике всё происходит по похожему сценарию. В первую очередь людей интересует «что случилось?» или даже «не случилось ли что-нибудь?». Для удовлетворения этой потребности существует жанр «информация» или «информационная заметка». Это описание каких-либо событий, происшествий. Также и с другими жанрами, которые отвечают определенным потребностям читателей и зрителей.
Удовлетворение спроса и погоня за читателями/зрителями приносят немало бед в сферу СМИ. Порой это приводит к появлению на ТВ жутких шоу, в которых смешиваются кровь, скандал и секс, люди орут, а ведущие ведут себя безобразно. Это не журналистика и это, безусловно, позор для журналистики, но зрители это смотрят, есть любители таких ощущений и значит такие телевизионные передачи будут.
Не забывайте, всё это происходит в рамках постоянной конкуренции между СМИ. Одновременно работают много «конвейеров» и информацию нужно подать быстрее, «товар» должен быть интересный, качественный и по приемлемой цене. Во многом это зависит от журналиста, человека, безусловно, творческого, но работающего на монотонном медиаконвейере.