Журналистика и соцсети. Как использовать социальные платформы для продвижения новостей

Сейчас в нашей повседневной жизни социальные сети занимают большое место. Для большинства людей это просто источник информации и развлечения, возможность отвлечься от работы или повседневной деятельности. Малая часть пользователей являются создателями контента как блогеры. И некоторая, более заметная, часть — это люди, которым социальные сети помогают в работе. В основном в этом случае речь идет о привлечении клиентов, продвижении своих услуг и товаров (маникюрщицы, репититоры, продажа каких-то товаров).

Для журналиста соцсети являются в первую очередь источником информации. Мы подписаны на известных политиков, музыкантов, политологов и прочих интересных людей (в зависимости от того какая тема нас интересует, о чём мы пишем, на чём специализируемся). Также социальные сети позволяют найти нужного человека, спикера, героя будущего материала. Таким способом бывает удобно взять комментарий.

Но есть еще один пункт, который объединяет журналистику и социальные сети — это продвижение контента. Сейчас почти у всех СМИ есть свои станички в соцсетях. И как минимум они публикуют там ссылки на свои материалы, но чаще (и это правильно) публикуется контент, специально адаптированный для соцсетей. Например, выходит на сайте СМИ большое интервью с экономистом. В постах публикуют какие-то интересные его мысли и цитаты, а где-нибудь там в сторис размещают ссылку на полный материал для тех, кто хочет узнать больше.

Самые крутые редакции создают контент специально для своих страничек в соцсетях. Но, как правило, это делается «по ходу». Например, журналист работает на серьезном экономическом форуме. В первую очередь он готовит материал для своего издания и делает фотографии. А вот некоторые прикольные моменты он запечатлел на видео, это и будет опубликовано в социальной сети.

Давайте пройдемся по некоторым моментам, на которые стоит обратить внимание:

1. Нужно понимать и учитывать специфику той или иной интернет-площадки. У разных соцсетей разная целевая аудитория, разный формат там более востребован. На одной площадке это могут быть длинные тексты, а на другой — короткие видео. Нельзя просто копировать свои материалы с сайта и бездумно публиковать их в соцсетях. Надо что-то менять, подстраиваться. Чтобы понять особенности той или иной сети достаточно пользоваться ею в качестве потребителя информации и присматриваться. Как вы понимаете, ВКонтакте и ТикТок отличаются и контент на них должен быть различный.

2. Соцсети предоставляют большой набор возможностей для вовлечения аудитории. А там где есть вовлеченность и активность, там появляется  и лояльность. Опросы, конкурсы, викторины, даже возможность поставить лайк или написать комментарий — это уже намного лучше, чем просто односторонняя связь зрителя с телевизором. Обратная связь с читателями и зрителями вашего контента может дать вам даже новые темы для будущих материалов. Это может быть комментарий, заслуживающий внимания журналистов, какая-то поднимаемая проблема, сообщение от читателя или ваш опрос на тему «какие проблемы есть в нашем городе» или «какой материал вы хотели бы увидеть на страницах нашего издания».

3. Перепосты и отправка ваших материалов пользователями своим друзьм и знакомым — это еще один плюс соцсетей, позволяющий вам стать более популярными и узнаваемыми. Многие СМИ стараются делать для своих страничек такой контент, которым хочется поделиться. При этом невозможно всегда создавать «вирусные» ролики. Но если понимать что востребовано и находит большой отклик, то можно чаще «попадать в цель». Видео, которое набрало несоколько миллионов просмотров, дорогого стоит и неважно вы продвигаете свой блог, продаете вязанные шапки или занимаетесь продвижением журналистских материалов.

4. Прямые эфиры. Тоже интересный вариант взаимодействия с вашей аудиторией. Журналисту достаточно на мероприятии включить прямой эфир и пдписчики уже увидят что там происходит и кто что говорит. При этому это может «спокойный вариант», когда журналист просто поставил на стол телефон и транслирует какое-нибудь заседание круглого стола, а может быть «активный режим», когда журналист ходит и показывает происходящее на каком-нибудь фестивале. В итоге без особых усилий получается репортаж, с полным эффектом погружения и ощущением присутствия на месте событий.

5. Таргетированная реклама — замечательная возможность продвижения своего СМИ и сообщества в соцсети. Есть примеры, когда местные интернет-издания успешно настраивают таргетированную рекламу по жителям города и число подписчиков растет «как на дрожжах», при этом стоимость одного подписчика обходится очень недорого.

6. Во всё есть и плюсы, и минусы. Соцсети — не исключение. Большим риском здесь является фейковая информация, подделки, полуправда, преувеличения. И журналист не должен попасться на эти уловки. Используя какую-то информацию, необходимо её тщательно проверять. Особенно проверять нужно ту информацию, которая шокирующая, сомнительная. Здесь в первую очередь надо смотреть на источник — если это аккаунт городской администрации, то всё в порядке, это надежно. А если это страница какого-то Василия К., то надо относиться к информации очень критически, всё проверять.

7. Иди за трендами, но не забывай что ты журналист. «Развлекаясь» с созданием востребованного контента, не следует отходить от принципов качественной журналистики и скатываться в «желтуху». Журналистика в первую очередь информирует и лишь в какой-то степени развлекает. На всякий случай вспомним термин «инфотейнмент» — это смесь информации и развлечения, довольно современный формат, но которым не следует злоупотреблять. Ради лайков не стоит отходить от принципов настоящей журналистики.