Вот и настал тот день, когда вы соприкоснетесь с закулисьем журналистской работы. Одни попадают на стажировку в СМИ сами (пишут, звонят, просятся, присылают пробные работы), а другие – по распределению. Например, от университета – для прохождения производственной практики. Сложно сказать, в каких случаях проявляется большая заинтересованность в получении такого опыта – все зависит от амбициозности стажера.
Любой журналист скажет вам, что стажировка в редакции – огромный шанс. Это позволяет не только пополнить или создать с нуля портфолио (требуется для поступления на журфак), но и заложить первый кирпич в фундамент своей карьеры.
Действительно, многие репортеры остаются работать в изданиях, где проходили стажировку. Сначала на внештатной основе, или на полставки, а после окончания учебного заведения переходят на полную рабочую ставку. Главное не тушеваться и взять все, что только можно от этого опыта. Для этого важно понимать, на что обратить внимание.
В первую очередь старайтесь внимательно слушать все установки редактора, включите максимальную наблюдательность и подмечайте все детали в работе потенциальных коллег:
— с чего начинается рабочий день журналиста;
— что спрашивает со своих сотрудников главный редактор уже с утра;
— что журналисты предлагают на планерках — какие идеи, в каком количестве;
— как журналисты взаимодействуют друг с другом, есть ли у них общие задачи, или каждый сам за себя;
— проследите за заданиями, материалами. С чего репортеры начинают работу над статьей, новостью, что берут с собой на репортажи и интервью, как готовятся к выездам на съемки;
— как фиксируют информацию, кому звонят, куда записывают номера;
— как общаются со спикерами и ньюсмейкерами, как начинают разговор, как уговаривают, что предлагают, как прощаются;
— как строится взаимодействие с операторами, фотографами, рекламщиками: договариваются заранее или каждый сам решает, чем и как иллюстрировать материал, как строится работа в связке, равнозначны ли между собой коллеги;
— кто для журналистов редактор, как он взаимодействуют со своими корреспондентами;
— где сотрудники ищут информацию, как делят обязанности при равнозначных должностях, а если есть разные, то в чем заключается их функционал (райтеры, репортеры, обозреватели, журналисты, копирайтеры);
— записывайте всю новую информацию, не стесняйтесь быть новичком – все мы когда-то начинали;
— не бойтесь ошибиться – главное не берите на себя слишком много, все согласовывайте с редактором.
Анна Коротченкова