В статьях на этом сайте и в уроках Школы журналистики мы изучаем журналистику во всех её проявлениях и деталях. В этом массиве информации можно заблудиться и растеряться. Спешим успокоить: 4 из 5 материалов, которые пишет журналист городской газеты или интернет-портала, это простые новостные заметки.
Если вы можете интересно и кратко написать об открытии детского садика, выступлении музыкального коллектива или проведенной выставке картин, то уже можете работать журналистом. На втором месте по популярности журналистских жанров стоит интервью. И здесь тоже всё просто – нужны интересные вопросы и интересные ответы. Но есть множество деталей, о которых мы сейчас и расскажем.
Цель интервью
Мы постараемся рассказать о том где, когда, как и с кем говорить, чтобы ваше интервью получилось интересным и читателям/зрителям было увлекательно его читать и смотреть. Да начала подготовки интервью подумайте над тем, а что вы хотите сказать своим материалом и для кого мы делаем интервью (кто будет читателем или зрителем?).
Основные цели интервью — получить интересную информацию и раскрыть личность интервьюируемого через беседу с журналистом. Подготовка к интервью начинается не за пять минут до назначенной встречи, а как только вы приняли решение ее вообще назначить. Почитайте о спикере, немного изучите тему интервью, заранее заготовьте вопросы.
Иногда перед встречей с интервьюируемым редактор проверяет ориентировочный список вопросов и спрашивает у журналиста, какой он видит основную цель интервью и будущего материала. К этому надо относиться с пониманием, но тут важна «золотая середина» — хороший редактор никогда не будет контролировать каждый шаг журналиста. Не позволяйте диктовать вам всё и вся, имейте своё мнение и мягко настаивайте на своём в общении с руководством.
Подготовка: тема, интервьюируемый, сбор информации
Выберите тему, найдите подходящего спикера. Постарайтесь найти такую тему, которая интересна вам и в которой вы более-менее разбираетесь. Действительно, если будет интересно вам, то и материал получится интересным.
Готовиться к интервью нужно заранее, в этом случае вопросы будут намного интереснее. Сядьте компьютеру, найдите и прочитайте всё, что сможете найти на тему интервью и о человеке, с которым будете разговаривать.
Заранее спланируйте — какие вопросы зададите, какие фотографии или видео отлично дополнят ваш материал. Задайте себе вопрос: а рассматриваемая тема действительно интересна многим? Если да, то беритесь за работу. Но написать/рассказать нужно так, чтобы было понятно и вам, и пенсионеру, и студенту. Задавайте простые вопросы и наведите спикера на понятные ответы.
В ходе интервью импровизируйте, задавайте новые вопросы. Вы получаете новую информацию и логично предположить, что возникнут новые вопросы. Не ограничивайтесь только списком вопросов, заготовленных заранее.
Не делайте интервью слишком сложным для спикера, не давите на человека вопросами по одной теме, даже если она для вас очень важна. Разбавляйте интервью простыми вопросами. Например, узнайте про его любимую книгу или последний просмотренный фильм, попросите поделиться мнением о прочитанном и увиденном.
Ход интервью: главный фокус и импровизация
Никогда не опаздывайте на встречу. Уважайте человека, который смог уделить вам время и побеседовать.
Старайтесь записывать интервью сразу на два диктофона. Это могут быть, например, диктофоны-приложения, установленные на два телефона. По технической причине разговор может не записаться, а так у вас будет еще одна запись для подстраховки. Постарайтесь расположить к себе спикера так, чтобы он расслабился, не чувствовал себя «под прицелом», чтобы интервью максимально напоминало непринужденную дружескую беседу.
В ходе интервью задавайте открытые вопросы, то есть такие, на которые человек не может ответить «да» или «нет», ему придется подробно ответить. Закрытые вопросы, то есть такие, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно, задавайте только для уточнения. То есть если вам что-то непонятно, то уточните, например: «Эта идея принадлежит вам?».
В ходе интервью не отвлекайтесь от основного фокуса, от основной вашей задумки, основная тема должны быть одной. Например, если говорим с экспертом о солнечной энергетике, то говорим только об этом. Если не придерживаться фокуса и говорить обо всем понемногу, то ничего не удастся раскрыть и ничего не запомниться, интервью получится посредственным.
Правило фокуса касается не только интервью. Даже если вы пишете о каком-то состоявшемся мероприятии, то очень даже хорошо будет написать не обо всем, а о чем-то самом интересном и важном. То есть, например, не о всей ярмарке вакансий, а только о том, что итальянские компании заинтересованы в наших программистах. Обо всем — кратко, а о фокусе нашего внимания — подробно.
Хороший текст, хороший сюжет, хорошее интервью — это те, которые можно легко пересказать своими словами. «А о чем было интервью?» и человек не задумываясь, отвечает, например: «о том, что нефть рано или поздно закончится, поэтому сейчас все страны делают ставку на альтернативные источники энергии». Как и в других жанрах, сначала в своем материале расскажите о самом главном, а затем переходите к подробностям и сопутствующей информации.
Обязательно спросите и аккуратно запишите имя-фамилию человека и его должность. Еще лучше взять его визитную карточку, чтобы ничего не перепутать.
Советы напоследок
Не забывайте, что интервью можно взять не только при личной встрече, но и удаленно: по телефону или прибегнув к видеозвонку, а также договорившись об интервью и отправив свои вопросы по электронной почте или в мессенджерах.
Всё сказанное интервьюируемым не может войти в конечный текст или видео. Заранее спланируйте свой материал и подталкивайте человека к нему своими вопросами. Далее отбирайте самое интересное. Но не забывайте: интересно должно быть вашей аудитории, а не только вам. Примерно представьте свою аудиторию: кто вас в основном читает или смотрит? Например, если это молодежь, то акцент надо сделать на одном, а если люди в возрасте, то на другом.
Лучшее, что можно сделать — это учиться у профессионалов. Читайте и смотрите больше интервью с участием признанных журналистов.
Ничего не обещайте собеседнику. «Да, скорее всего выйдет в ближайшем номере» — это всё, что вы можете сказать. Объем, на какой полосе выйдет текст и другие детали вы обещать не можете, это зависит от редактора.